Новости

25.02.2016 14:25
Рубрика: Экономика

Банный день годами ждут

Застарелой проблеме горячего водоснабжения в Куйбышевском районе Самары нашли решение
Горячую воду из отопительной системы жители "Стошки" получают уже много лет. Фото: Георгий Субботин/ РГ
Горячую воду из отопительной системы жители "Стошки" получают уже много лет. Фото:
В микрорайоне 116 километр, что зовется в народе "Стошкой", АО "Газпром теплоэнерго" построит современную газовую котельную. Пока же из кранов сотен многоквартирных домов то и дело течет желтовато-мутная жидкость с резким запахом и следами нефтепродуктов. Кто виноват в коммунальной беде, разбиралась корреспондент "РГ".

От переговоров до пуска

На недавней встрече руководства Самарской области с топ-менеджерами ЗАО "СУТЭК", являющегося единственным поставщиком тепла и горячей воды на данной территории, обсуждался вопрос строительства современной газовой котельной мощностью 175 МВт. Новый источник тепла сможет обеспечить бесперебойное отопление и качественное горячее водоснабжение порядка 300-м жилым домам Куйбышевского района. Кроме того, работающий на газе комплекс значительно улучшит сложную экологическую обстановку территории.

Документы на новую котельную должны быть утверждены к 1 мая текущего года. Финансирование строительства возьмет на себя АО "Газпром теплоэнерго", чьей дочерней компанией является ЗАО "СУТЭК". Ввод объекта в эксплуатацию намечен на 2018 год.

Пока же жители "Стошки" получают воду для целей отопления и горячего водоснабжения от мазутной котельной ОАО "Куйбышевский НПЗ", которую завод планировал закрыть еще в 2015 году. Но из-за того, что заменить обветшавшие мощности муниципалитету пока нечем, сроки ликвидации перенесли на 2018-й, когда инвестор, как уже говорилось, планирует построить новую котельную.

Вопрос с бородой

Проблема некачественной горячей воды в Куйбышевском районе возникла не вчера. Еще с момента строительства микрорайона возле КНПЗ часть близлежащих домов отапливалась от котельной предприятия, соответственно, получая такую же горячую воду, что и сегодня. Решить вопрос качества могло наличие в домах теплообменников. Тогда бы в горячие краны поступала подогретая техническим "кипятком" чистая холодная вода (таковые имелись только в нескольких домах на "Стошке", да и те со временем вышли из строя). Но для коммунальных компаний, обслуживающих жилые дома Куйбышевского района, установка дорогого инженерного оборудования была не по карману.

В свою очередь КНПЗ не собирался в последние годы заниматься непрофильным для себя бизнесом и реконструировать котельную. Завод предложил городу совершенно бесплатно забрать ее вместе с землей - казалось бы, вот он "хэппи энд"!

Но тут выяснилось, что на реконструкцию старой котельной потребуется 1,5 миллиарда рублей. Найти такие средства в бюджете Самары не удалось. Возместить же затраты за счет потребителей было бы еще проблематичнее, ведь тогда стоимость горячей воды в домах могла повыситься многократно. Да и служба по тарифному регулированию, устанавливающая для населения верхнюю планку платежей за ресурсы, не позволила бы этого сделать.

В общем, в 2012 году аппарат самарского омбудсмена, куда была направлена одна из жалоб жителей, привлекая самых разных специалистов - от теплоэнергетиков и юристов до санитарных врачей и сотрудников мэрии, так и не смог найти разумных решений вопроса, ограничившись письмами в разные инстанции.

На возведение новой газовой котельной в Самаре не будет потрачено ни одного бюджетного рубля

Не желая быть коммунальными заложниками, жители пытались найти решение проблемы в суде. В своих исковых заявлениях они просили взыскать с управляющей организации - ООО "ПЖРТ Куйбышевский" сумму стоимости оплаченной ими горячей воды за тот или иной период (когда горячая вода, по их мнению, была особенно плохой). Размеры исков колебались от 12-15 тысяч рублей, а требуемая компенсация морального вреда доходила до одного миллиона рублей. Однако, пройдя всю цепочку от котельной до крана и подкрепив ее данными лабораторных анализов аккредитованных центров (далеко не всегда качество воды оказывалось за гранью нормативов), служители Фемиды ограничились присуждением заявителям компенсации в одну-две тысячи рублей.

Небольшие суммы жильцы и сегодня получают от управляющей компании в рамках перерасчетов за некачественное горячее водоснабжение, а ПЖРТ платит еще и административные штрафы. Но по существу проблема так и остается нерешенной.

Виновных нет?

Проведя собственное расследование в реалиях теперь уже 2016 года, мы выяснили, что ситуация гораздо сложнее, чем видится из обычной кухни.

ОАО "КНПЗ", поставляющее тепловую энергию в виде горячей воды на отопление для населения Куйбышевского района, не имеет технической возможности для очистки воды до санитарных норм. Но при этом завод никого и не обманывает, он продает компании "СУТЭК", в аренде которой находятся муниципальные тепловые сети, не ГВС, а теплоноситель и невозвращенную в производство воду. То есть ту самую подогретую техническую воду, которая может использоваться для отопления домов и подогрева чистой питьевой воды. Утвержденного тарифа на горячую воду у КНПЗ также нет, как и самой воды, а есть тариф на "теплоноситель".

В договоре между двумя другими участниками цепочки - ЗАО "СУТЭК" и "ПЖРТ Куйбышевский", обслуживающим дома на 116 километре, фигурируют уже теплоноситель, невозвращенная вода и ГВС. Дело в том, что в ряд домов "СУТЭК" поставляет горячую воду из других котельных, и она полностью соответствует санитарным нормам. Поэтому договор "СУТЭК" с управляющей компанией (ПЖРТ) носит общий характер, но при этом в Приложении к нему оговаривается, что теплоноситель, который "СУТЭК" берет у КНПЗ, он реализует управляющей компании также как теплоноситель, а не как ГВС. 

Однако в квитанциях, которые по агентскому договору с УК жителям выставляет Единый информационный расчетный центр, это почему-то не учитывается и жителям выставляют платежи за ГВС.

В сухом остатке имеем: КНПЗ горячую воду не продает, "СУТЭК" ее в многострадальные дома не поставляет, а УК по логике и вовсе не может отвечать за качество услуги, которую она не производит.

При этом отключить горячее водоснабжение вовсе ЗАО "СУТЭК" не может, поскольку, перекрыв вентиль, компания нарушит правила предоставления коммунальных услуг гражданам и статью 10 "Закона о защите конкуренции" (злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением). Не может этого сделать и управляющая организация. Да если и могли бы, то разве такой поворот крана решит проблему?
Получается так - проблема есть, а виновных нет. Многим это кажется странным, многих это не устраивает. Однако они забывают, что единственным из участников всей этой истории, предложившим действенный выход из ситуации, стал "СУТЭК". Заручившись поддержкой своей головной компании - АО "Газпром теплоэнерго", "СУТЭК" предложил построить новую мощную газовую котельную. При этом источником водоснабжения новой котельной будет местная сеть водопровода, и вода из данного источника должна будет полностью соответствовать нормам СанПиН.

Данный вопрос обсуждался на январской встрече губернатора Самарской области с генеральным директором АО "Газпром теплоэнерго". Стороны нашли взаимопонимание, в частности, глава региона обещал содействие областных властей по вопросу взыскания огромной задолженности управляющих компаний перед "СУТЭК".

И хотя пуска новой котельной в Куйбышевском районе предстоит ждать почти два года, только она обещает наконец-то восстановить коммунальную справедливость, чтобы от "душа жителей с души не воротило". Примечательно, что на возведение нового объекта не будет потрачено ни одного бюджетного рубля.

Цифра

700 миллионов рублей составляет долг управляющих компаний Самары за тепло и горячую воду ЗАО "СУТЭК"

Коммунальная Самара

- Общая протяженность теплотрасс - 910,2 километра.

- Протяженность городского водопровода - 1 693, 6 километра

- Длина городской канализации - 1 335, 8 километра

- Дома, имеющие водопровод и канализацию, - 95 процентов

- Дома с горячей водой - 90 процентов

- Дома с газом и отоплением - 85 процентов