25.02.2016 14:17
    Поделиться

    На что жалуются кузбасские предприниматели

    Около 400 обращений поступило в адрес уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кемеровской области, в том числе за 2015 год - в полтора раза больше, чем за предыдущий.

    Поставить оценку

    По словам кузбасского бизнес-омбудсмена Елены Латышенко, эта статистика мало отличается от общероссийской: сложная экономическая ситуация в стране обострила многие проблемы, с которыми еще недавно большинство представителей малого и среднего бизнеса могли справиться самостоятельно. Например, с последствиями серийных банкротств.

    - Мы судились сначала с одной крупной торговой сетью, а потом - с другой, которая закрылась, не отдав нам деньги за товар, - сетует директор оптовой компании по реализации продуктов питания Руслан Первуцкий. - Написал судебным приставам две жалобы, и получил ответ, что с закрывшегося магазина взять нечего. Теперь не знаю, как вернуть средства, необходимые для развития, и опасаюсь начинать новые проекты.

    - Что касается преднамеренных и фиктивных банкротств, то мы готовим предложения по изменению федерального законодательства, - сообщила Елена Латышенко. - Не секрет, что сегодня используется схема, когда крупные аффилированные структуры создают фирмы с намерением получить продукцию, а потом, не рассчитавшись за нее, закрывают бизнес. В центральной части России уже наработана соответствующая судебная практика. В Кузбассе же еще не все предприниматели к этому готовы. Некоторых приходится уговаривать идти в суд, хотя исполнительный лист, да к тому же переданный первому руководителю Федеральной службы судебных приставов, - очень действенное средство. Но и о вопиющих случаях нарушения прав предпринимателей в процессе исполнения приставами судебных решений тоже будем докладывать в Москве. Благодаря нашему взаимодействию с Генпрокуратурой, проблема обычно решается раньше, чем обратившийся с жалобой предприниматель успевает вернуться в свой офис.

    Впрочем, с офисами и другой недвижимостью у малого бизнеса по-прежнему не все гладко. Предприниматель из Киселевска Елена Сигитова в красках расписала эпопею с кадастровой оценкой земли.

    - Изначально наш участок оценили в 15,5 миллиона, по решению арбитражного суда сумма уменьшилась до 800 тысяч, потом нам назвали цифру 5,7 миллиона, а в конечном итоге оказалось, что земля стоит 16,5 миллиона рублей. А значит, впереди опять судебные расходы, - рассказала Сигитова. - Просто мы попали под массовую кадастровую оценку, которая проводилась в стране в 2011 году, причем без ведома предпринимателей. И теперь у нас нагрузка в разы больше, чем у тех, кого оценивали позже, по удельному показателю.

    По словам Елены Латышенко, методикой, качеством и результатами массовой оценки малый бизнес недоволен по всей России. Но сегодня у предпринимателей есть возможность ознакомиться с проектом отчета еще в процессе подготовки - на официальном сайте Росреестра. Однако этим пока мало кто пользуется. Кроме того, сейчас рассматриваются такое предложение: заявлять о своем несогласии с кадастровой оценкой в досудебном порядке в региональные уполномоченные органы, чтобы целесообразность проведения оценки определялась на уровне субъекта федерации.

    - Ведь если никаких существенных изменений на земельном участке не было, там не нашли нефть или газ, то и в оценке нет необходимости, как и в лишних расходах, - подчеркивает Елена Латышенко.

    Изменить отношение

    Кстати, о расходах. Кузбасским предпринимателям, мягко говоря, не добавило оптимизма повышение летом прошлого года тарифов на электроэнергию. Вопреки ожиданиям, рост составил от 37 до 50 процентов. Евгений Куксов, гендиректор новокузнецкого предприятия "Энергетик", отключенного от системы теплоснабжения, признался: "Нам не до развития, только бы выжить".

    А кемеровскую компанию "Дюк и К" ощутимо ударили по карману новые правила благоустройства территории областного центра, которые были приняты без оценки регулирующего воздействия (поскольку документ якобы не имеет отношения к предпринимательской деятельности). Новая рекламная конструкция, которую обязали установить вместо прежнего баннера, обошлась в десять раз дороже.

    - Я, конечно, за то, чтобы наш город был красивым, но платить 122 тысячи за одну вывеску - время не то, - сетует директор фирмы Анатолий Архипов.

    Еще одно больное место - качество муниципальных услуг.

    - Муниципалитеты экономически не заинтересованы в том, чтобы решать проблемы предпринимателей, - констатирует бизнес-омбудсмен. - Обращения не рассматривают по существу, к ним подходят формально, несмотря на внедрение инвестиционного стандарта оказания услуг. Необходимо продвигать законопроект о том, чтобы в муниципальных бюджетах оставалось 75 процентов налоговых отчислений малого бизнеса. Но новокузнецкие предприниматели уверены, что нужно оставлять сто процентов - только тогда отношение чиновников к налогоплательщикам может измениться. А жалобы представителей бизнеса на то, что с ними не рассчитываются за работы, выполненные по государственным и муниципальным контрактам, мы передаем в прокуратуру. И есть примеры, когда проблему удавалось решить до суда.

    Хотя, конечно, многое определяет человеческий фактор. По мнению Елены Латышенко, главы городов и их замы должны хорошо понимать, что такое бизнес, говорить с ним на одном языке и видеть инвестора не только в крупном сетевике, который зашел на территорию по счастливой случайности.

    - Обеспечил себе занятость - уже инвестор, а если создал еще хоть одно рабочее место, то вдвойне, - убеждена Латышенко. - Кстати, подготовлен и уже обсужден со всеми законопроект, согласно которому, приобретая патент, предприниматель больше не будет общаться ни с налоговой инспекцией, ни с Пенсионным фондом. Но почему он так и не принят? Законопроект нужно обязательно вернуть к жизни, как другие важные предложения.

    Нагрузка вне плана

    Если еще недавно залатать дыры в собственном бюджете предприниматели могли, оформив банковский кредит, то увеличение ключевой ставки Центробанка, по сути, отрезало малому и среднему бизнесу доступ к финансовым ресурсам. Хлынул поток жалоб и на повышение процентной ставки по ранее заключенным договорам в одностороннем порядке. Правда, благодаря созданию корпорации развития малого бизнеса, предприниматели уже в этом году могут получать финансовые средства под 10,5 процента годовых по особой банковской программе. Первые кредиты выданы в Челябинской области. Есть примеры, когда банки сами выходили с аналогичными предложениями к кузбасским предпринимателям.

    Сегодня, как и год назад, бизнес продолжает говорить о высокой фискальной нагрузке, под которой подразумеваются налоговые и неналоговые платежи. Если доход у предпринимателя превышает 300 тысяч рублей, суммы страховых взносов получаются для него неподъемными. Плюс введение систем ЕГАИС и "Платон", переход на контрольно-кассовую технику, подключенную к Интернету, и прочие новшества. Бизнес-омбудсмены с 2014 года говорят о возмещении дополнительных расходов, вызванных любыми изменениями в регулировании предпринимательской деятельности.

    - В прошлом году, благодаря и усилиям общественных объединений предпринимателей, президент РФ впервые поручил правительству подготовить предложения о компенсации расходов, связанных с установкой кассовых аппаратов, через налоговые вычеты, - напомнила Елена Латышенко.

    Все вопросы и предложения, которые включаются в ежегодный доклад федерального бизнес-омбудсмена по итогам его работы, подкрепляются конкретными жалобами предпринимателей. В том числе и из Кузбасса. К сожалению, большое количество жалоб по-прежнему связано с проверками, в основном - с налоговыми.

    - Хотелось бы, чтобы контролирующие органы руководствовались нормами предупреждения и профилактики, а не только стремились максимально привлечь бизнес к ответственности, что нередко ведет к его ликвидации или регистрации в других регионах, хотя о массовом исходе речи пока нет, - подчеркивает Елена Латышенко. - Сегодня много говорят о снижении административных барьеров, принимают решения о введении надзорных каникул, но, несмотря на это, количество внеплановых проверок растет. При этом стоит отметить, что участие в таких проверках уполномоченного по защите прав предпринимателей заставляет контролеров делать вид, что они пришли на экскурсию.

    Кстати

    Из 532 заявлений о согласовании внеплановых выездных проверок, направленных органами контроля в областную прокуратуру в 2015 году, больше половины было отклонено (в целом по СФО - 31 процент). При формировании сводного плана проверок на 2016-й кузбасские прокуроры, рассмотрев более девяти тысяч предложений от 172 органов контроля, сократили перечень более чем на две тысячи пунктов.

    Поделиться