25.02.2016 21:10
    Поделиться

    Самую масштабную выставку Льва Бакста открыли в Санкт-Петербурге

    В русском музее открылась выставка, посвященная 150-летию Льва Бакста, пожалуй, одного из самых многогранных отечественных живописцев. Пейзажи и портреты, театральные декорации и костюмы для балетов, оформление журналов и орнаментация тканей - далеко не каждый мог позволить себе такой творческий диапазон. "Мультихудожник" - так, наверное, стоило бы называть Бакста сегодня.

    Экспозицию готовили на протяжении года. Показать мастера во всей красе оказалось не так-то просто: пришлось привлечь и Третьяковскую галерею, и петербургский Центральный военно-морской музей, и Пушкинский дом, в целом десять музеев и частных коллекций со всей страны. Всего посетители увидят 160 произведений искусства. Среди них как первые художественные опыты Бакста, так и работы, созданные им в период жизни за границей.

    - Столь масштабной выставки Льва Бакста в России еще не было. Он вообще удивительная фигура, ведь его творчество гораздо более известно в Европе и США, чем у нас. В этой ретроспективе нам удалось собрать настолько разные стили его работ, что посетители, я уверена, будут ловить себя на мысли: "Как, и это тоже Бакст?" - рассказывает заместитель директора Русского музея по науке Евгения Петрова.

    Проходя по залам, действительно то и дело задаешь себе этот вопрос. Вот, например, одно из самых ранних произведений "Портрет А.Н. Толстого". Линии настолько точны, детали так скрупулезно прорисованы, что кажется, это не портрет вовсе, а самая настоящая фотография писателя. Рядом "Подсолнухи под окном" - декоративный пейзаж, близкий по стилистике к модерну. Так и просится украсить какой-нибудь цветной витраж! А прямо напротив монументальное полотно "Встреча адмирала Ф.К. Авелана в Париже". Работа была написана по заказу Военно-морского министерства, художник работал над ней с 1898 по 1900 годы во Франции. Выставляется она впервые.

    - Картина необыкновенная и вместе с тем малоизвестная. Здесь создано полное ощущение движения масс людей. Динамика усилена эффектами света зажженных фонарей, бенгальских огней, китайских фонариков, - поясняет куратор выставки Владимир Круглов. - Эта работа еще и очень интересный взгляд на возможности Бакста. Ведь прежде чем появилось полотно, он написал к нему множество этюдов.

    Эскизы можно увидеть здесь же: это и маленький набросок полотна в цвете, и графические разработки отдельных героев толпы - мужчина, поднимающий шляпу, мальчик на четвереньках, дедушка, опирающийся на клюку.

    Есть на выставке еще одна внушительная работа - "Древний ужас". На ее создание Бакста натолкнула поездка в Грецию, после к этим впечатлениям примешались и переживания революции 1905 года, и господствующие тенденции символизма. К слову, в свое время картина вызвала широкие обсуждения и сразу была названа "очень серьезной культурной ценностью".

    Отдельный зал посвящен работе Бакста над художественной частью "Русских сезонов". По эскизам мастера в Русском музее воссоздали восемь костюмов к громким балетам "Шехеразада", "Нарцисс и эхо", "Легенда об Иосифе", "Ипполит". Когда-то эти шедевры сделали художника невероятно популярным: на него буквально посыпались заказы на эскизы одежды, предложения к сотрудничеству с домами мод и по оформлению балов. Нужно сказать, что помимо Сергея Дягилева к мастерству Бакста обращалась и Вера Комиссаржевская - она заказала художнику подъемный занавес для театра. Тот мастерски выполнил заказ, создав композицию под названием "Элизиум" и украсив ее мотивами античного рая. Этот редкий экспонат тоже можно увидеть на выставке в Петербурге. Как и образцы текстиля, дизайном которого Бакст тоже занимался весьма успешно.

    - Когда он впервые приехал в Америку, ему тут же заказали серию эскизов для тканей. Это были в основном национальные мотивы - индейские, мексиканские, перуанские. Но обращался он и к России. Так, есть ткань "Собор" с изображением храма Василия Блаженного в Москве, - рассказывает Круглов.

    Ткани реализовывались в промышленных масштабах, а сам художник писал: "Все дамы света щеголяют теперь в них".

    Представляет выставка и страницы журнала "Мир искусства", где Бакст был художественным редактором, афиши мероприятий (базар кукол, выставка русских художников) и даже фарфоровые блюда с изображениями эскизов мастера. Незатронутой осталась, кажется, лишь одна сфера его деятельности - писательский труд. Впрочем, это не в счет - к нему Бакст обратился уже ближе к концу жизни, да и не совсем это компетенция Русского музея.

    Поделиться