Что являет собой парк, созданный по инициативе окружного правительства почти 20 лет назад, который не так давно югорчане выставляли на конкурс "Чудо России"? Прежде всего огромное озеро (Нумто в переводе - "божественное, небесное") - для народов ханты и лесных ненцев священное: сюда испокон веков они съезжались за сотни километров для проведения религиозных обрядов. В природном парке кедровники соседствуют с тундрой, северная тайга - со средней. Обширные болота образуют мощнейший за Уралом водораздел и дают начало большим и малым рекам. В диких местах богатый животный мир, здесь обитают краснокнижные птицы. Эксперты утверждают: Нумто во многом формирует климат, определяет экологическое состояние Среднеобской Сибири.
В идеале сюда промышленников пускать вообще не следует. Стоит придать Нумто статус заповедника или парка федерального значения, как предлагает заслуженный эколог России Антонина Тарханова, и вопрос будет закрыт. Правда, тогда и исконным хозяевам этих мест запретят вести хозяйственную деятельность.
Логика нефтедобытчиков незамысловата, как вертикальная скважина. Государство давно предоставило компании лицензию на разведку и разработку месторождения, в зону которого попадает парк. Оно не вводит прямого запрета на извлечение нефти в особой природной зоне, требуя лишь соблюдать экологические нормативы. От промысла, следовательно, выиграют все - и предприятие, и бюджет. Другой довод: современные технологии не чета применявшимся еще лет 15 назад, они позволяют сохранить естественную среду. Нефтяники даже выделяют восемь миллионов рублей на организацию в парке турмаршрута: пусть, мол, люди своими глазами убедятся, что все в порядке. Руководитель профильного управления компании-лицензиата Любовь Малышкина подчеркивает: проекты освоения природных комплексов разрабатываются в тесном сотрудничестве со специализированными НИИ.
Защитники Нумто называют аргументы нефтяников "убаюкивающими". Уже сейчас те имеют доступ к 50-60 процентам территории парка. Новый вариант его функционального зонирования предусматривает охват до 80-90 процентов "с учетом баланса интересов коренных народов Севера и недропользователей". Само озеро вроде не тронут.
Местные жители готовы предоставить свидетельства далеко не безопасной близости со скважинами, трубопроводами, промысловыми дорогами. Одна из них может пройти рядом со стойбищем Василия Пяка. Он не верит, что обойдется без аварийных выбросов нефти, уничтожения ягельника тяжелой техникой. По свидетельству начальника отдела особо охраняемых природных территорий профильного департамента Татьяны Меркушиной, аэросъемка уже показывает деградацию вечной мерзлоты и изменение ландшафта в районе Нумто.