Российские заводы серьезно болеют импортозависимостью. Иностранные разработчики пришли в нашу страну еще в 1990-х и сегодня, благодаря агрессивному маркетингу и качеству продукции, занимают большую часть внутреннего рынка. По данным минкомсвязи РФ, в 2014 году в сегменте бизнес-приложений на импорт пришлось 75 процентов сбыта. В сегменте ПО для промышленности - 88 процентов, в энергетике - 95. По мнению руководства страны, это создает дополнительные риски, особенно когда речь идет о производстве стратегической продукции: не исключены утечки информации. К тому же импортный софт стоит недешево, лицензия по нынешнему курсу валют оценивается порой в 1,5-2 миллиона рублей, за обслуживание программ предприятия платят суммарно порядка 90 миллиардов рублей в год, причем качественно адаптировать их под отечественные производства удается не всегда.
Чтобы создать стимулы для российских разработчиков, государство снизило единый социальный налог для компаний, аккредитованных в минкомсвязи, и ввело в 2015 году ограничения на госзакупки иностранного софта при наличии российского аналога. Теперь такие сделки необходимо обосновывать. Более того, если в конкурсе участвуют иностранный и отечественный производители, услуги второго могут стоить на 15 процентов дороже.
Также был открыт реестр отечественного ПО, в нем уже 87 программ и порядка 700 заявок. Однако, пока не утверждены все подзаконные акты, закрепляющие официальный статус реестра и оператора, который будет его вести, он не совсем легитимен. Анализом предложений от производителей на этом этапе занимается экспертный совет, созданный при минкомсвязи на общественных началах.
- Не очень быстро, но система мягкого протекционизма на федеральном уровне создается, - говорит Константин Суслов, гендиректор Группы Компаний ХОСТ. - Подобные меры стимулируют развитие отечественных IT-компаний, сохраняя конкуренцию на рынке, а значит, соревнование по качеству продуктов. Надо использовать господдержку, чтобы догнать мировых лидеров или хотя бы конкурировать с ними в отдельных нишевых сегментах.
По мнению эксперта, российские разработчики уже сейчас готовы соперничать с западными в создании систем управления предприятием. Еще одна возможная сфера импортозамещения - офисные приложения. Миграции на свободное программное обеспечение здесь мешают только психологические причины: чем больше пользователей, тем более инерционны они в своих предпочтениях. Так, из Microsoft Office обычный человек осваивает не более 10 процентов функций, которые вполне можно заменить другим софтом. По расчетам ГК ХОСТ, переход с проприетарного (являющегося частной собственностью авторов или правообладателей. - Прим. ред.) на свободное программное обеспечение сокращает затраты на лицензию и обязательное сопровождение до 30-40 процентов. С производственными линиями на ЧПУ сложнее: там оборудование очень тесно интегрировано с ПО и завязано на конкретного разработчика. Наверное, должно смениться поколение станков, чтобы произошло полноценное замещение.
- Не стоит импортозамещение воспринимать как громкую разовую кампанию, на которой кто-то хочет заработать. Это постепенное увеличение доли отечественного ПО на предприятиях с учетом экономической целесообразности и без потери качества продукта, - замечает Константин Суслов.
В частности, ГК ХОСТ под запросы промышленности переформатировала платформу "Медведь", которая изначально предназначалась для управления процессами в госструктурах. С ее помощью можно автоматически обрабатывать заявки на производство или на отгрузку, контролировать работу сервисной службы.
- Оптимизация однотипных процессов на треть сокращает количество персонала на участках, при этом повышая качество работы, - поясняет Константин Суслов. - Есть варианты автоматизации интеллектуальной деятельности, которую сложно описать жесткими стандартами. Например, когда нужно рассчитать изготовление заказа по нестандартной технологии: часть сделать у себя, часть отдать на аутсорсинг, сконструировать специальную оснастку. Избежать бесконечной переписки между исполнителем и потенциальным заказчиком помогают адаптивные системы управления кейсами.
Еще одна разработка ГК ХОСТ в рамках программы импортозамещения - электронный архив конструкторской и технологической документации, который соответствует госстандартам. Он охватывает полный цикл работы с документом: распознавание, хранение дубликатов, 3D-моделей, технологических чертежей, спецификаций, внесение изменений и уведомление об этом производственных цехов и комплектаторов. Документ загружается автоматически в нужную папку в соответствии с номенклатурой изделия. Каждому присваивается набор атрибутов, чтобы дальнейший поиск занял не более пяти секунд.
- Ежегодно на среднем промпредприятии выпускается 18 тысяч конструкторско-технологических документов. Это как 48 томов "Войны и мира". Работать с ними в бумажном виде неудобно: на поиск актуальной версии уходит несколько часов, а то и дней, - рассказывает Константин Суслов. - После внедрения электронного архива поиск документа становится быстрее, гарантируется работа с самой последней версией документа. Если использовать наш стандартный пакет, то стоимость лицензии будет минимальной, а внедрение и сопровождение обойдется в четыре раза дешевле импортных аналогов.
По экспертным оценкам, сегодня в уральской оборонке отечественный софт занимает порядка 10-20 процентов. Но российские разработчики готовы к развитию диалога. Они "подросли", улучшили качество программ и сопровождения. Их главный аргумент - свободное ПО, на котором базируются многие современные программы. Его основная особенность - унификация методов разработки, благодаря чему сокращаются затраты на создание новых продуктов и облегчается сопровождение. Раньше предложений такого качества просто не было.
Справка
Группа Компаний ХОСТ - федеральный системный интегратор, входящий в топ-100 крупнейших IT-компаний России, по данным CNewsAnalytics. Основана в 1993 году, имеет офисы в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Кургане и Тюмени. Реализует крупные проекты в торговле, энергетике, финансовой сфере, нефтегазовом секторе, госучреждениях. Член Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области. Клиентами компании являются АО "НПК "Уралвагонзавод", ФГУП "УЭМЗ", ОАО "Завод "Старт", ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА".