Напомним, что Закон "О полиции" был принят 7 февраля 2011 года. Он лег в основу масштабного реформирования всей правовой базы, регулирующей деятельность органов внутренних дел.
Что важно, проект закона обсуждался действительно всем миром - в письмах и в Интернете было высказано свыше 33 тысяч мнений и выдвинуто 20 тысяч конкретных предложений. Эксперты утверждают, это очень даже много.
Полиция получила не только новую красивую и функциональную форму, но и правовые, социальные гарантии, современное снаряжение и оборудование. И - новые обязанности: теперь сотрудники органов внутренних дел не просто охраняют некий абстрактный правопорядок, под которым всегда подразумевались в основном государственные интересы, а оказывают гражданам государственные услуги - от оформления всевозможных справок и документов до личной охраны.
А еще новый закон избавил полицейских от многих несвойственных им функций, которые не присущи ни одной европейской спецслужбе.
Впрочем, на вчерашнем заседании Общественного совета при МВД России обсуждали дальнейшее развитие Закона "О полиции". Члены совета считают, что сам закон, так сказать, рамочный и его вполне можно адаптировать под быстро меняющиеся жизненные реалии.
Например, патрульно-постовой службе вскоре придется действовать, как спецназу - то есть и проходить соответствующую подготовку. А управлению "К" уже сейчас необходимо продумывать новые способы противостояния киберпреступности, которая, увы, пока идет на шаг впереди правоохранителей.
Подготовлены и поправки в закон о применении оружия полицейскими. Возможно, сотрудникам полиции разрешат стрелять в несовершеннолетних и беременных женщин. Печально, но, как говорится, факт: сегодня террористы готовы превратить в шахидов кого угодно. И полицейскому придется выбирать: застрелить беременную фанатичку с бомбой под платьем или, скажем, обкуренного недоросля с килограммами тротила в руках, но при этом спасти жизни десяткам людей.
По мнению членов Общественного совета, Закон "О полиции" может быть дополнен статьями о выборности некоторых должностных полицейских лиц. Помните, шли жаркие споры о принципах назначения участковых уполномоченных? Мол, почему бы не сделать так, как в США, - выбирать шерифов. Пусть не везде, а хотя бы в некоторых регионах - для эксперимента.
Пять лет назад эту идею, что называется, "задробили". Аргументы звучали так: мол, в иных поселениях живут одни бывшие зэки - представляете, кого они изберут себе в участковые?
Но, с другой стороны, местным властям разрешено заниматься охраной общественного порядка. Так почему бы населению не позволить выбирать муниципального помощника начальника полиции?
Вот, кстати, и общественный антикоррупционный контроль, причем не хуже прокуратуры.