В залах музея собраны 130 произведений первого ряда, представляющие всех главных мастеров и разнообразие направлений русского художественного взрыва революционной поры. Подавляющее большинство полотен - 95 - привезены из Государственного русского музея в Санкт-Петербурге, выступившего соорганизатором проекта.
Эту экспозицию, ставшую еще одним свидетельством особых культурных связей России и Австрии, здесь давно ждали. Плакаты с "Прогулкой" Марка Шагала, держащего за руку парящую в небе над Витебском любимую жену Беллу, развешаны по всему городу, а ведущая австрийская газета Die Presse описывает выставку как "роскошную и эпическую". Ее куратором выступил сам директор "Альбертины" Клаус Альбрехт Шрёдер в сотрудничестве с заместителем директора Русского музея Евгенией Петровой. А вернисаж в пятницу вечером, на который выстроились в очередь сотни, если не тысячи венцев, почтил своим присутствием и выступлением президент Австрии Хайнц Фишер.
"Нет русского авангарда. Есть русские авангарды, - заявил Шрёдер на пресс-показе в пятницу, - Нет такой другой эпохи в истории искусств, когда в столь короткое время, чуть более десяти лет, возникало столько групп художников, объединений, которые создавали свои стили, разрабатывали программы как манифестации против прошлого и против конкурирующих художественных групп и конкурирующих художественных принципов. Это соседство и противостояние конкурирующих стилей, движений художников и стали темой этой выставки".
Ему вторит директор Государственного Русского музея Владимир Гусев: "Это не одно направление, это период. Каждый из этих художников был по существу и авангардом, и лидером, и направлением, и они часто были антагонистами и в творчестве, и в жизни".
Экспозиция организована в десяти частях с предисловием под названием "Одновременность неодновременности". В этом зале соседствуют прекрасные обнаженные Зинаиды Серебряковой ("Баня") 1913 года и как бы сошедшая с детского рисунка или граффити "Венера" Михаила Ларионова 1912 года. А на соседней стене кубистская "Прачка" Владимира Лебедева 1922 года и его же почти ренуаровская обнаженная 1935 года. Так с первого зала кураторы вводят зрителя в мир противоположностей и исторический контекст русского аванграда.
Следующие залы организованы по направлениям и группам - неопримитивизм, кубофутуризм, супрематизм, агитпроп. Но есть и главы, посвященные конкретным художникам - Шагал, Кандинский. Петров-Водкин, Филонов. На выставку привезены выдающиеся полотна: "Автопортрет с семью пальцами" Шагала (Музей Стеделейк, Амстердам), шедевры из Петербурга: "Красная кавалерия" Казимира Малевича, "Фантазия" и "Мать" Кузьмы Петрова-Водкина, "Пир королей" Павла Филонова, портрет Анны Ахматовой кисти Натана Альтмана и портрет Всеволода Мейерхольда работы Бориса Григорьева.
Помимо Русского музея, который вывез беспрецедентное количество своих картин, экспонаты для выставки предоставили собрания Амстердама, Базеля, Берна, Мадрида и Парижа. Есть здесь и работы, постоянно экспонирующиеся в "Альбетине". В 2007 году этот музей, ранее считавшийся почти исключительно собранием графики, получил на длительное хранение эклектичную, но изобилующую шедеврами коллекцию семьи Батлинер, получившую в "Альбертине" название "От Моне до Пикассо". На ближайшие четыре месяца, когда к этой постоянной выставке добавились "От Шагала до Малевича", "Альбертина" будет демонстрировать одну из лучших в мире панорам искусства модерна.
Есть здесь и политический контекст, чрезвычайно важный для понимания этой живописи. В одном из первых залов зрителя встречают парные бюсты императора Николая II и императрицы Александры работы Марка Антокольского, в центре экспозиции - Ленин скульптора Сергея Меркурова. Скульптуру Сталина кураторы в экспозицию включать не стали - ее заменяет картина соцреалиста Владимира Малагиса, изображающая крестьян, слушающих речь вождя у репродуктора. Этот зал, в котором представлено окончание русского авангарда. Мрачный "Тракторный цех" Филонова (1931 год), который никак не тянет на оптимистический соцреализм. И завершающая экспозицию "Тревога" Петрова-Водкина, изображающая семью в ожидании ареста. Хотя действие картины и обозначено художником как происходящее в 1919 году, организаторы выставки интерпретируют ее как передающую тревогу 1934 года, когда это полотно было написано.
По словам Гусева, богатство коллекции русского авангарда в Русском музее вызвано, в частности, тем, что в его собрание вошли вещи из Государственного института художественной культуры - учреждения, созданного самими художниками-авангардистами в период их романа с советской властью. Но в 1926 году это учреждение было расформировано. "Большевикам уже надоел этот парад индивидуальностей, все уже должны были начинать строиться в колонны и идти вперед к коммунизму," заметил Гусев.
Выставка в музее "Альбертина" продлится до 26 июня.
Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"