Разумеется, до объявления окончательных результатов выборов по всем округам страны сложно говорить кто победит: реформаторы или консерваторы. Но пока что ситуация складывается в пользу реформаторов, и есть все основания предполагать, что они получат 30-40 процентов мест в парламенте.
"Другое дело, что Верховный правитель Ирана аятолла Хаменеи вряд ли допустит однозначной победы реформаторов, поскольку ему удобнее управлять страной, если будет баланс сил, и консерваторы также получат значительную часть мест в меджлисе", - считает иранист, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин.
Также, по словам эксперта, значительную роль будут играть независимые депутаты, не входящие ни в какую из бесчисленных коалиций и объединений. При этом надо учесть, что деление на реформаторов и консерваторов весьма условно, поскольку на их сиюминутные интересы очень большую роль оказывают текущие события и политическая обстановка.
Однако, после решения иранской ядерной проблемы, в чем, напомним, очень большую роль сыграла и Россия, Иран, похоже, открывается Западу. Об этом говорят и результаты выборов в Совет экспертов, прошедшие одновременно с парламентскими. Совет экспертов, состоящий из 86 членов - единственная в Иране структура, имеющая право снимать и назначать Верховного лидера. Причем нынешний рахбар Али Хаменеи уже не молод (76 лет), и, по слухам, у него есть серьезные проблемы со здоровьем.
"Может случиться так, что богословам-муджтахидам, избранным сейчас в Совет экспертов на восьмилетний срок, придется выбирать нового аятоллу", считает Сажин. В Совет экспертов на нынешних выборах прошли экс-президент Ирана Али Рафсанджани, придерживающийся скорее либеральных взглядов, а также - нынешний президент Хасан Роухани, также стремящийся наладить контакты Ирана с Западом. Если победят реформаторы, это будет означать дальнейшее расширение отношений с Западом.
"Постсанкционному Ирану нужны инвестиции и современные технологии, а это легче всего получить в Западной Европе, ну и еще, может быть, в Японии", полагает Сажин. Кроме того, реформистский состав меджлиса - это поддержка для президента Роухани, если он решит баллотироваться на второй срок в 2017 году.
Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ".