29.02.2016 12:11
    Поделиться

    88-я церемония "Оскара" закончилась почти всеобщим удовлетворением

    88-я церемония "Оскара" шла драматично и закончилась, по-моему, почти всеобщим удовлетворением.

    Без этого "почти", конечно, не бывает. С него и начнем. Жаль, не удостоен премии наш Константин Бронзит с его космической анимацией - но о его соперниках трудно судить заочно. Жаль, что с самого начала была обречена на проигрыш отличная работа Брайана Крэнстона в байопике "Трамбо" - ее буквально смела всенародная жажда исправить наконец давнюю несправедливость по отношению к Леонардо Ди Каприо. Как минимум странно, что в категории "Лучшие визуальные эффекты" весьма скромная в этом отношении фантастика "Ex Machina" одержала верх над визуальным пиром "Звездных войн", "Марсианина","Безумного Макса" и вполне качественной медведицей из "Выжившего".

    Второй подряд режиссерский "Оскар" Алехандро Гонсалесу Иньярриту мне кажется перебором - но это субъективно. И, наконец, удивило, что хорошее, умное и ровное, но вполне банальное исполнение роли второго плана Алисией Викандер в "Девушке из Дании" оценено выше, чем взрывная, почти театральная эксцентриада Дженнифер Джейсон Ли в "Омерзительной восьмерке".

    В остальном - все либо замечательно, либо, как минимум, приемлемо. "Безумный Макс: дорога ярости" победил почти во всех, условно говоря, технических номинациях - звука, париков и гримов, монтажа изображения и звука, костюмов и оформления, оказавшись лидером вечера по числу премий. Порадовала победа Марка Райлэнса в роли второго плана в фильме "Шпионский мост" - таким образом косвенно отмечена и сама эта работа Стивена Спилберга, явно обделенная номинациями. Можно порадоваться большому успеху 26-летней Бри Ларсон, взявшей своего первого "Оскара" за клаустрофобскую драму "Комната".  По заслугам оценено творчество классика киномузыки Эннио Морриконе - 87-летний маэстро по-прежнему в великолепной форме.

    В номинации "Лучший фильм на иностранном языке" ожидаемо победил венгр Ласло Немеш с фильмом "Сын Саула" - абсолютно новаторским по замыслу и по исполнению. Его новизна и авторская отвага в том, что он выходит далеко за пределы трагической темы холокоста, его эмоциональный итог много шире: "субъективная камера" выражает не только взгляд героя, но и вполне актуальное состояние человека в расчеловеченном мире. И жуть, пережитая нами в кинозале, не имеет по силе равных. "Сын Саула", бесспорно, принципиальный успех и дебютанта Ласло Немеша и всего венгерского кино.

    К ликованию поклонников, наконец взял своего "Оскара" Леонардо Ди Каприо. Для артиста такого калибра роль в "Выжившем", на мой взгляд, просто тесна и требует не столько актерского мастерства, сколько физической выносливости. И, конечно, несправедливо, что именно она формально признана лучшей во всем его действительно блистательном творчестве. Но уж как вышло, так вышло - все равно ведь большинству зрителей ясно, что Леонардо сегодня один из лучших актеров мирового кино. Будем считать, что это - и за "Титаник", где он не попал даже в номинации, и за "Волка с Уолл-стрит", и еще за многие роли, почему-то не удостоенные внимания "Оскара".

    В высшей степени разумно, что лучшим фильмом года признан не набитый спецэффектами блокбастер, а "нормальное кино", где нужно не ахать, а думать, - драма-расследование "В центре внимания" Томаса Маккарти. Фильм честно и подробно воспроизводит реальный случай журналистского расследования преступлений в бостонском церковном сообществе - акт незаурядного мужества коллег в их борьбе за торжество закона. И в этом смысле награждение "Оскаром" не только фильма, но и его поднявшего актуальную тему сценария - более чем логично.

    Церемония проходила в накаленный момент скандала, когда несколько чернокожих кинематографистов заявили о расовой дискриминации в киноиндустрии и в Киноакадемии. Ведущий вечера афроамериканец Крис Рок оказался в трудном положении: его призывали бойкотировать церемонию и по сути ее сорвать; на это он не решился, но несколько раз полностью переписывал свою вступительную речь и практически всю свою роль превратил в острые импровизации на темы расового равенства.

    Тщательно следила за пропорциями и администрация "Оскара", и мизансцены подчас напоминали советские плакаты о дружбе народов: один белый участник обязательно уравновешивался его чернокожим коллегой. Можно только восхититься оперативностью, с какой были подготовлены остроумные юмористические и пародийные этюды на взрывоопасную тему, артистизмом всего действа и явным желанием его участников, чтобы все в этой большой кинематографической семье окончилось мирно, справедливо и хорошо.

    Поделиться