Может ли букмекерский бизнес стать подспорьем бюджету

Два года, оставшиеся до грядущего и неизбежного, как восход солнца, ЧМ-2018 по футболу - всего лишь миг, в который организаторы этого крупнейшего на планете спортивного события должны успеть вместить еще массу событий, проектов и неотложных дел. Среди них - приведение букмекерского бизнеса в РФ к четкой, прозрачной и непременно легальной схеме работы. Это важно с точки зрения юридической, социальной, культурной и, конечно, экономической, включая такую ее составляющую, как финансово-бюджетная сторона.

Профессиональные спорщики. Сколько их?

Букмекер, по определению, - профессиональный спорщик, готовый предложить клиенту сделать ставку, то есть заключить пари, скажем, на результат спортивного состязания, оговорить сумму и вернуть ее кратно увеличенную в случае, если клиент угадал исход. Не угадал, деньги - все до копеечки - остаются у букмекера. Просто, как все гениальное. Особенно если учесть, что человек издревле был и сегодня остался склонным до невозможности к азарту и авантюризму.

Если не опускаться в исторические глубины Древнего Рима с его тотализаторами на ипподромах, позже петушиными боями и прочими околоспортивными развлечениями, то официально считается, что современное букмекерство зародилось в XIX веке во Франции в 1872 году. Примерно тогда же расцвело оно буйным цветом в Англии и ряде других стран. Любопытно, что с тех самых пор основные принципы и правила букмекерской деятельности практически не изменились, хотя этот новый для Европы бизнес не избежал гонений вплоть до полного запрещения, например, в той же самой Англии. Как ни странно, сегодня Альбион удерживает первое место в мире по числу букмекеров и игроков на тотализаторе.

Мы отстаем. Пока. На сегодняшний день картина, представленная в различных источниках, выглядит примерно так. Всего, по данным ФНС, на 1 января 2015 года в России насчитывалось 5,5 тыс. пунктов приема ставок, из которых почти 1,1 тыс. в Москве и области. (По другим данным, количество клубов уже перевалило за 6 тыс.) Объем офлайнового сегмента рынка достигал 1 млрд долларов. Наиболее активно букмекеры расширялись в 2012 году, в течение которого количество пунктов выросло сразу чуть ли не на 70%. Столь же высокие темпы сохранялись и в 2013-м - более 50%. В 2014 году рост числа пунктов неожиданно (или ожидаемо) упал и составил лишь 7%.

Конечно, эти данные далеко не полные - на дворе канун весны 2016 года, а не далекий 2014-й с кажущимся волшебным валютным курсом. Вот потому, наверное, так трудно сегодня даются разговоры о регулировании и тем более госконтроле над целой отраслью без четкого представления о том, сколько ресурсов в ней занято.

Впрочем, попытки регулировать букмекерский бизнес были всегда и вели они, как правило, к ужесточению, а не к либерализации, как, наверное, хотелось бы самим участникам бизнеса. В 2010 году, писали СМИ, резко выросли финансовые требования к организаторам азартных игр в букмекерских конторах. Раньше для открытия бизнеса хватало 100 тыс. руб., а в 2010 году эта сумма выросла до 1,6 млрд руб. Из них 1 млрд руб. должны составлять чистые активы компании, 500 млн руб. - обязательная банковская гарантия и наконец 100 млн руб. - уставный капитал.

В 2012 году государство определилось с налоговой нагрузкой на букмекерский бизнес, при этом в законодательстве появился новый термин - "пункт приема ставок". До тех пор налогом в 25-125 тыс. руб. в месяц облагалась только касса букмекерской конторы, правовой статус которой подразумевал некоторую неопределенность. Букмекеры считали, что речь должна идти только о центральном офисе, а налоговая служба подразумевала, что о каждом. С 2012 года этот налог относится только к головной конторе, зато еще 5-7 тыс. руб. в месяц букмекеры согласились платить с каждого пункта, в котором принимаются ставки.

Так сколько платить и кто платить не будет?

То, что букмекеры согласились, это, наверное, неплохо и даже патриотично. Только, наверное, неправильно было бы строить иллюзии по поводу грандиозных бюджетных отчислений: вся игровая отрасль и букмекерский бизнес в частности приносят сегодня в бюджет в виде налогов чистый мизер. А хотелось бы наоборот.

И идеи появились. С ними выступили две госструктуры - спортивная и финансовая. Первая высказалась об отчислении букмекерами 5% доходов в пользу спортивных федераций, причем не менее 15 млн руб. в квартал. Руководство минспорта прокомментировало законопроект с некоторой долей оптимизма, в том смысле, что идет он хотя тяжело, но есть надежда скоро внести его в Госдуму. И вообще, никто не хочет разорять букмекеров, потому пока речь лишь о 5%.

Предложения финансовых властей эксперты называют более радикальными. В частности, предлагается увеличить налог на игорный бизнес по всем объектам налогообложения ни много ни мало в десять (!) раз, а также возложить на букмекеров обязанность уплачивать отчисления в размере 10% выручки от приема ставок онлайн. Эта инициатива, как писали СМИ, обсуждается в рамках "дорожной карты" по улучшению администрирования доходов бюджетной системы. Предполагается, что соответствующий законопроект будет разработан к декабрю 2016 года.

Пока эти законопроекты двигаются "малой скоростью" в направлении Охотного Ряда, прессу они собирают отнюдь не восторженную. Например, так прокомментировал эту идею Константин Макаров, генеральный директор ООО "Бинго-Бум". "Идея увеличения налоговой ставки в десять раз, мягко говоря, далека от совершенства, - уверен эксперт. - В условиях кризиса, когда увеличивается не статистическая, а реальная безработица, сокращается количество рабочих мест, говорить об увеличении налогов на бизнес без глубокого анализа просто несерьезно. Уничтожить бизнес слишком легко, а вот сохранить, возродить, создать очень трудно".

Если эти законопроекты будут приняты - вместе ли, по отдельности или даже как некий синтез, то все равно останутся лишь точечным ударом, который не сделает систему абсолютно транспорентной. Многообразие принципов налогообложения, которыми сумеют воспользоваться различные структуры, скорее не облегчит, а усложнит ситуацию, утяжелит работу налоговиков и в итоге не "вольется широким потоком" в национальный бюджет.

Одновременно предложенные меры также сильно будут давить на букмекерский бизнес при нынешнем, мягко говоря, нестабильном валютном курсе и неблагоприятной экономической ситуации. Это может привести к закрытию многих пунктов приема ставок и, как следствие, сокращению числа рабочих мест.

Такое развитие событий подтверждает Леонид Обозный, президент компании First Gaming (Rub90) - эксперт в области букмекерского бизнеса. "Если суммировать отчисления в 5% и десятикратное увеличение налогов, - говорит он, - то все это в случае реализации станет убийственным для молодого российского букмекерского бизнеса. Налицо, на мой взгляд, некоторое непонимание того, как функционирует этот рынок и как на нем зарабатываются деньги. Выжить в подобных условиях смогут только очень сильные компании. Но вот вопрос: приведет ли такое изменение налогообложения к увеличению суммарной собираемости налогов? Это вызывает большие сомнения".

Так что вывод пока не слишком оптимистичен: налогов в бюджет не прибавится или прибавится, но мало, бизнесу от десятикратного их увеличения жить не станет ни легче, ни веселее.

Остается спросить самих бизнесменов: сколько готовы платить? При всей некорректности этого вопроса, ответ прозвучал из уст президента первой СРО букмекеров Олега Журавского. По его словам, выручка от более чем 6 тысяч букмекерских клубов упала с начала 2015 года в среднем на 30%. Причина - кризис. В случае увеличения налога на букмекерские пункты в десять раз 30-40% из них закроются, потому что после всех выплат и аренды ничего не останется, уверен он. Реальным, по мнению Журавского, мог бы стать двукратный рост налогообложения.

Наверное, есть и другие мнения на этот счет. В любом случае директивный подход вряд ли сработает. Нужен компромисс, но не формальный, а обдуманный, просчитанный и по возможности выгодный обеим сторонам.

Faites votre jeu онлайн

Итак, faites votre jeu, то есть делайте ваши ставки онлайн, господа! А что делать с десятипроцентным налогом на онлайн-ставки? Стороннему наблюдателю может показаться, что речь идет об изменении налоговой ставки. Однако на самом же деле мы пока говорим фактически о несуществующем виде деятельности. Ведь в соответствии с 244-ФЗ деятельность по заключению пари может осуществляться исключительно в игорных заведениях, каковым сеть Интернет не является. Но мы знаем и помним о возможностях Интернета: сегодня этой деятельности нет, а завтра она мгновенно перейдет все мыслимые и немыслимые границы и объемы.

Здесь много опасений, хватает подводных камней и неожиданных, словно выигрыш на zero, моментов. Эксперты пытаются их просчитать. Где-то получается, где-то - не очень. В одном они сходятся: налогообложение интерактивных ставок - важнейший вопрос, который должен быть урегулирован до того, как букмекеры смогут оперировать этим инструментом.

Пока единственным способом регулирования всей букмекерской онлайн-деятельности может считаться проект создания некой структуры, получившей звонкую аббревиатуру ЦУПИС - Центр учета переводов интерактивных ставок. В соответствии с Законом N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"(с изменениями на 22 июля 2014 года) (редакция, действующая с 22 августа 2014 года) все ставки должны приниматься двумя способами. Первый прост и удобен для игроков с тех самых приснопамятных римских времен: плати наличными, то есть деньги на бочку, и баста.

Второй способ обязан своим появлением и существованием исключительно научно-техническому прогрессу. Оплата производится посредством терминалов, банкоматов и электронных средств платежа. Именно во втором случае в игру как раз и вступает вышеназванный ЦУПИС - центр учета переводов интерактивных ставок. Одновременно он представляет собой кредитную организацию, которая учреждается саморегулируемой организацией букмекеров и работает согласно закону "О банках и банковской деятельности". Таким образом, мы получили своего рода посредника, некое дополнительное звено между букмекером и игроком. Нужен ли он? Вопрос этот пока открыт.

Проблемы - легальные и не совсем

Создание любой новой структуры - финансовой или производственной, азартной или бескорыстно-социальной - обычно подразумевает приложение достаточных усилий для решения самых разнообразных проблем. Наверное, не следует понимать решение проблемы как преодоление негатива, но новое дело есть новое дело, оно требует внимания, реализации поставленных задач и, конечно, затрат - материальных, финансовых, интеллектуальных и других.

Но сначала о приятном. Ровно в середине февраля в прессе прошла информация о том, что в России официально начал работу первый сайт по приему ставок в Интернете. По этому поводу было высказано и одно из главных ожиданий участников рынка: возможность букмекерских контор работать в онлайн-сегменте позволит значительно сократить нелегальный оборот средств.

Там же было сказано, что запущен и Центр учета переводов интерактивных ставок, то есть ЦУПИС. Запущен - это очень хорошо, только специалисты уже говорят, что пока сайт Центра учета переводов интерактивных ставок не работает в должном объеме, да плюс еще и недостаточно информативен. Эти недостатки не единственные. По поводу других вновь даем слово Константину Макарову: "ЦУПИС уже заработал. Но подчеркну только один момент. Это кредитная организация, поэтому к ней предъявляются определенные требования, в том числе по поводу идентификации. Так вот сегодня для идентификации вы должны прибыть в Санкт-Петербург и открыть текущий счет и пройти идентификацию в одном из 18 пунктов этого города. Вполне можно себе представить, насколько это некомфортно и неудобно никому, причем даже многим жителям Северной столицы".

Теперь о проблемах легальных. Эксперты считают, что по мере превращения ЦУПИС в живую, функциональную и эффективную систему нужно будет решить минимум пять серьезных проблемных вопросов. К ним можно было бы отнести общую безопасность бизнеса, финансовую безопасность клиентов, стоимость создания и обслуживания ЦУПИС, программное обеспечение и работу с электронными платежными системами. А кроме всего прочего, сегодня заключение пари через ЦУПИС пока детально законом не урегулировано, так как пари должно заключаться на основании ставки, места приема ставки и места заключения пари - то есть живым пунктом приема ставки. Вместе с тем место заключения пари по интерактивной ставке законом не определено, таким образом, принимая во внимание существующие нормы права, пари не может быть заключено через виртуальную сеть Интернет. Каждый из перечисленных вопросов - непростой. Коснемся очень кратко лишь некоторых.

"Программное обеспечение ЦУПИС должно обеспечивать хранение персональных данных в соответствии с требованиями закона, - считает Леонид Обозный. - Многое будет зависеть от того, как именно будет организован процессинг платежей. Если ЦУПИС обеспечит напрямую прием платежей с дебетовых и кредитных карт международных платежных систем Visa, MasterCard и пр., то ему придется соответствовать требованиям стандарта Payment Card Industry Data Security Standard (PCI DSS). На получение сертификата соответствия ЦУПИС стандарту PCI DSS уйдет более двух месяцев (без учета времени на приведение системы в соответствие требованиям). А стоить это будет более 100 тыс. долларов", - уточнил эксперт.

Ничего фантастического в словах Леонида Обозного не прозвучало. Но зато сразу наметился переход к другой проблеме: во что обойдется ЦУПИС и кто будет за него платить: букмекер или клиент? Можно было бы прикинуть, посчитать хотя бы в первом приближении. Однако пока нет детально проработанного технико-экономического обоснования, невозможно точно посчитать, в какую сумму обойдется обслуживание и содержание центров учета переводов интерактивных ставок, их техническое и программное обеспечение. Специалисты же уверены, что именно букмекеры понесут наиболее существенные затраты как при организации ЦУПИС, так и при его дальнейшем функционировании. А кто будет иметь доход от работы ЦУПИС? Государство? Но сейчас по закону это кредитная организация, учрежденная СРО, т.е. частными лицами. А это уже совсем другое дело...

Кстати, что делать, если букмекер вообще не планирует принимать интерактивные ставки, хотя и является участником СРО? Нюансов может возникнуть громадное количество. Но это сейчас мы называем их скромно "нюансами". А если они вырастут в серьезные проблемы?

Что же касается чистых финансовых затрат, то они потребуются как минимум на регистрацию юридических лиц Центров учета переводов интерактивных ставок, получение лицензий, создание либо приобретение программного обеспечения, техническое обслуживание, получение сертификата соответствия стандарту безопасности международных платежных систем и т.д. и т.п. Много затрат, возможно, даже слишком много, но, с другой стороны, как говорится, лишь бы дело двигалось.

Вместо послесловия

Государство в последнее время делает различные шаги по ужесточению деятельности букмекеров. Но нужно гораздо больше. Экспертное сообщество все активнее говорит о необходимости системных и понятных изменениях законодательства в сфере государственного регулирования игровой отрасли, букмекерских контор и тотализаторов. Цель таких изменений - развитие легального букмекерского рынка, создание условий для введения прозрачного и понятного государственного регулирования отрасли и увеличения объема собираемых налогов.

Конечно, это сверхзадача, решить которую точечными одномоментными мерами вряд ли удастся. А времени осталось мало, и его необходимо использовать максимально рационально.

Экспертное мнение

Сегодня заключение пари через ЦУПИС пока детально законом не урегулировано, так как пари должно заключаться на основании ставки, места приема ставки и места заключения пари, то есть живым пунктом приема ставки. Вместе с тем место заключения пари по интерактивной ставке законом не определено, таким образом, принимая во внимание существующие нормы права, пари не может быть заключено через виртуальную сеть Интернет.