Многие коллеги мои про это пишут, и правильно делают. Только история эта, действительно мощная, вообще ничего не объясняет. Потому что мне, зрителю, не музыковеду, чего подавай? Музыкальное зрелище здесь и сейчас. Про тенденции, корни, разные редакции - я не понимаю. Меня либо трогает, либо нет. С оперой как? Либо я не могу оторваться, либо не в состоянии включиться.
Я бы сказал, что Римас Туминас поставил оперу Шостаковича образцово. То есть по этой постановке желающие могут учиться ставить оперу.
Есть режиссеры, и имя им легион, которые всерьез считают, будто современной классическая опера становится тогда, когда ее действие перенесено в наши дни. И тогда выдающегося певца заставляют постричь бороду, чтобы он исполнял партию Бориса Годунова не в образе царя, а в образе современного партократа.
Где происходит действие оперы "Кармен"? Действие оперы "Кармен" происходит в пионерском лагере! Отлично! Современно! Свежо!
Ради бога. Дай бог всем здоровья!
У Туминаса подход иной. Современная опера - это такое музыкальное действие (именно действие, а не статика), в котором главенствует музыка, а все составляющие - солисты, сценография, хор, свет - высочайшего качества.
Музыка главенствует. Специалисты нам расскажут, что сделал с музыкой в этом спектакле дирижер-постановщик, главный дирижер Большого театра Туган Сохиев. Я зритель, к тому же тонким слухом не испорченный. Мне важно, чтобы оркестр, да еще исполняющий такую музыку, звучал как единый, мощный голос - главный голос оперы. И он звучит именно так.
В музыке Шостаковича можно найти все, что есть в человеческой жизни: обретения, потери, страсть, рождение, любовь, смерть... Для меня эта музыка и есть образ жизни. Во всяком случае она слышится именно так в исполнении оркестра Большого.
Сегодня в театре, в том числе, увы, и в музыкальном, в моде закомплексованные режиссеры, то есть такие люди, которые очень боятся, что их не заметят. Они не просто ставят спектакль. Они то и дело кричат: "Смотрите, как я придумал! А тут какая придумка! А вот еще! А вот!" Иногда кажется, что для таких людей главная цель в постановке оперы или драматического спектакля прокричать: "Смотрите! Я есть!"
Не то Туминас. Он волшебник. Он себя не выпячивает - он колдует.
Как показать каторжан? Ну, можно вывести хор, одетый в каторжников. А где волшебство? А оно в том, что вместе с потрясающим сценографом Адомасом Яцовскисом режиссер слегка приподнимает над пространством сцены платформу, на которой располагается часть людей. Платформа медленно покачивается туда-сюда, и зрелище получается завораживающее. Почему? Непонятно. Тайна. Колдовство.
Главные партии в опере исполнили: народный артист Украины Тарас Штонда, немка Надя Михаэль, англичанин Джон Дашак, солист Большого Марат Гали... К счастью, искусство не ведает ни про какие геополитические интересы и про санкции. Искусство - это когда все вместе, невзирая на языки, национальности и политические пристрастия, создают красоту. Когда все вместе собираются, чтобы рассказать нам о нас: о нашей боли, нашей страсти, нашей любви.
Как и во всех своих драматических спектаклях, Римас Туминас в опере тоже рассказывает историю интересных, неоднозначных людей. Каждый певец не просто поет арии да дуэты, но воплощает человека. Кажется, что в этой опере нет ни одного незаметного, незначительного персонажа. И голоса певцов не просто мощно звучат, но они живут, страдают, радуются. И для меня в этом тоже было волшебство невероятное.
Придя в оперу, Туминас совершил все то же самое, что в драматических спектаклях. Во-первых, главным героем постановки сделал автора - великого Шостаковича, так же, скажем, как в своем знаменитом "Евгении Онегине" на сцене Вахтанговского - Пушкина.
Затем взял очень хороших актеров и превратил их в своеобразных, неоднозначных персонажей, за которыми очень интересно наблюдать.
Вместе со своим постоянным соавтором Адомасом Яцовскисом построил мир, абсолютно метафоричный и при этом совершенно понятный. Когда стены начинают двигаться и, кажется, они вот-вот раздавят находящихся внутри них людей, это, конечно, образ жизни, но ведь насколько прозрачный и ясный.
И, наконец, пригласил еще одного соавтора Анжелику Холину, чтобы она сделал безупречным весь пластический ряд спектакля.
Получилось живое, настоящее оперное действо, за которым не просто приятно, но очень интересно наблюдать. Как говорится, мастерство не пропоешь!
Николай Лесков написал очерк "Леди Макбет Мценского уезда" не просто про страсть, но про неизбывное стремление человека к свободе, и про то еще, как мне кажется, что любовь и есть высшее проявление такой свободы.
Сегодня, в наше традиционно непростое время, Римас Туминас поставил оперу Дмитрия Шостаковича именно про страсть и про любовь. Поставил, на мой вкус, безукоризненно.
И сама тема, и качество "Катерины Измайловой" в Большом театре и позволяют мне считать эту постановку абсолютно, если угодно, предельно современной.
Большое спасибо создателям.