Михаил Пиотровский поблагодарил юбиляра за то, что Валерию Фокину удалось пригласить Барака Обаму в Зимний дворец: в премьерном спектакле "Сегодня. 2016" один из персонажей - президент США - оказался настолько органично вписан в интерьеры Зимнего, что генеральный директор Эрмитажа в шутку предложил: давайте теперь будем считать, что он у нас был. "Вы для нас великий символ оптимизма, - адресовал Фокину Пиотровский. - Это несправедливость, когда мозги утекают куда-то из России, и из Петербурга всегда в Москву. А вы блестящий вариант того путешествия из Москвы в Петербург, которое предполагает возрождение наших петербургских традиций. Никто так удачно не справлялся с петербургской архитектурой и петербургским духом, как вы. Для нас это большая честь и радость. Ну а то, что вы привели в Зимний дворец Барака Обаму - потрясающе. Потому что все остальные персонажи там бывали и бывают. Кадры с Эрмитажем в вашем спектакле великолепны - и я могу говорить, что Эрмитаж сыграл у вас блистательно".
Художественный руководитель "Сатирикона" Константин Райкин тему продолжил, рассказав, что в этот приезд в Петербурге ему удалось побывать и в Русском музее, и в Эрмитаже, но самое сильное впечатление на него произвели два спектакля Валерия Фокина, которые он увидел. "Я Валерия Владимировича знаю лучше и дольше, чем любой из здесь присутствующих, - признался Константин Райкин. - Мы учились вместе в институте, и на протяжении долгого времени я имею огромную радость с ним работать. Он не просто мой коллега - он мой создатель. Валерий Фокин - человек, который сделал меня артистом. Я сыграл двадцать названий спектаклей в его режиссуре. И при том, что я вроде его хорошо знаю, спектакль "Маскарад" и премьера "Сегодня. 2016" меня удивили: мне трудно в своем сознании соединить, что их сделал один режиссер. Потрясающе, что в таком взрослом возрасте и состоянии мы способны друг друга и самих себя удивлять. Валерий Фокин в блистательной форме. Он из редких людей, за которыми я могу взять, бросить все и пойти. Когда его сын, Кирилл Фокин выбирал себе родителей, он не ошибся".
Михаил Швыдкой вспомнил нечто неожиданное из своей ранней биографии - как они с Валерием Фокиным в молодости, будучи студентами театральных вузов, вместе, спина к спине, дрались в гостинице "Украина" с курсантами летной военной академии. "С ним вместе можно делать что угодно - драться, ставить спектакли, выпивать... Но я хочу сказать важную вещь - когда все уезжали из Петербурга в Москву, Валера ехал из Москвы в Петербург. Он умеет делать все наперекор судьбе. Он пришел из вахтанговской школы в "Современник", и доказал, что он - мхатовское явление, и может быть режиссером, понимающим толк в том, что такое мхатовская школа. Потом он пришел в Ермоловский театр, и открылся там как человек, владеющий приемами публицистического театра. А придя в Александринку, он удивительным образом уловил глубину того великого явления, каким является Петербург. Здесь трудно экспериментировать, давит традиция, тут все находятся под прессом этой великой культурной истории, но он рискует находить путь, чтобы открывать совершенно экспериментальные вещи", - подытожил Михаил Швыдкой, и как специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству пообещал юбиляру свою поддержку: "Валера, если ты сегодня вдруг захочешь подраться с военными, я всегда к твоим услугам".
Министр культуры РФ был официален, в личном поздравлении подчеркнув, что Валерия Фокина очень любит публика, среди профессионалов у него громадный авторитет, и он пользуется большим уважением руководства страны. "Отдельная благодарность вам за большую общественную работу - вы наш советник, наставник и критик. Я удивляюсь, как вам удается находить на все время, но действительно талантливый человек талантлив во всем. Я вами восхищаюсь", - заключил Владимир Мединский.
Отмечали, что среди многочисленных профессиональных и государственных наград трудно переоценить значение личной "Золотой маски", присужденной в 2008 году Валерию Фокину "За возрождение Александринского театра" и статус национального достояния, к которому художественный руководитель привел старейший российский государственный театр в 2014 году. А сам юбиляр все поздравления связывал прежде всего с Александринским театром. "У меня всегда было ощущение, что я выполняю некое поучение. Я никогда не воспринимал театр как работу, даже как любимую работу, - признался Валерий Фокин. - Я всегда воспринимал это как некое служение. И никогда не любил в театре те стороны, когда люди просто веселятся, развлекают друг друга, шутят, демонстрируют, что артисты - ну совершенно свободные люди... Для меня это было как-то немножко стыдновато, потому что я считаю, что это только нижний этаж театра. Но есть еще этаж выше. А там еще этаж, на котором стоят великие люди, до которых ты не дойдешь. И вот желание все время быть повыше, тянуться туда, оно всегда двигало. С возрастом, пока бог дает здоровье, только увеличивается степень профессиональных претензий к себе. И я считаю, это огромное счастье. Ордена, медали, все заслуги, что были вчера, роли не играют. Важно только одно: какой ты сегодня, что ты из себя представляешь сейчас. И я благодарен всем, кто в меня сегодня верит, верил и помогает мне".