Как уже сообщала "РГ", в середине февраля прокуроры Института национальной памяти занимающегося, в том числе, люстрацией обнаружили в доме вдовы экс-главы спецслужб генерала Чеслава Кишчака секретные документы, которые свидетельствуют о том, что легендарный лидер "Солидарности" и экс-президент этой страны Лех Валенса был тайным агентом спецслужб ПНР. Несмотря на отсутствие серьезной экспертизы, в начале текущей недели журналистам и историкам предоставили доступ к бумагам, порочащим польского лауреата Нобелевской премии мира.
"Я никогда никого не предал, никогда не получал деньги, никогда не был агентом. ИНП оплевал меня перед всем миром, а ведь в цивилизованном государстве это недопустимо", - объяснялся Валенса на своей первой пресс-конференции после возвращения из Венесуэлы, где он находился все то время, пока скандал набирал обороты. Он убеждал журналистов, что обнаруженные в доме Кищака бумаги не могут быть настоящими.
"Не могло быть никаких документов против меня, потому что я этим не занимался. Я возглавлял борьбу! И что, я должен был доносить на эту борьбу, на себя? Когда мы выясним, откуда взялись эти документы, я пойду в суд", - заявил он.
Напомним, что на прошлой неделе ИНП открыл доступ ко всем бумагам, изъятым в доме умершего в ноябре прошлого года Кищака. Получившие возможность ознакомиться с ними журналисты указывают на множество несоответствий в досье агента "Болека" - под таким псевдонимом он был зарегистрирован в 1970 году в реестре тайных сотрудников спецслужб.
В частности, влиятельная Gazeta Wyborcza сообщила, что некоторые из документов уже были признаны фальшивыми ранее. К тому же, в деле отсутствует оргигнал донесения от 12 января 1971 года, в котором "Болек" якобы сообщает подробности о настроениях на Гданьской судоверфи и предводителях забастовки рабочих. В досье обнаружилась только его копия - на шведской бумаге с проступающим водным знаком "Sweden bond tumba", что не может не вызывать удивления. И эксперты, и сам Валенса обращают внимание журналистов на отличные друг от друга подписи под донесениями и квитанциями о получении денег.
В минувшую субботу в крупных городах Польши прошли демонстрации в поддержку легенды польской "Солидарности". По данным мэрии, в них участвовало 80 тысяч человек. Полицейские сообщила о 15 тысячах человек.
Тем временем
После того, как две недели назад в доме Чеслава Кищака были обнаружены документы государственной важности, в понедельник прокуроры "Института национальной памяти" провели обыск в доме вдовы экс-президента ПНР генерала Войцеха Ярузельского. По мнению известного публициста Войцеха Чухновского, высказанного в эфире телеканала TVN24, "это последовательное выполнение новой миссии Института, который хочет стать чем-то вроде исторической полиции, ходить по домам бывших руководителей Польской Народной Республики и изымать любые материалы".
Напомним, что в числе документов из архива Кищака, ставших достоянием гласности усилиями "Института национальной памяти", не только дело агента "Болека", но и личные письма многих ныне живущих известных культурных и общественных деятелей всесильному главе спецслужб ПНР.