В операции задействованы две с половиной сотни полицейских, несколько десятков рабочих, специалистов по демонтажу, два бульдозера и другая спецтехника. От трущобного поселения, как ранее объявил министр внутренних дел Бернар Казнев, решено избавляться поэтапно. Пока речь идет о его южной части площадью в 100 "соток", а это примерно половина лагеря, и с населением в тысячу с лишним человек по данным префектуры департамента Па-де-Кале.
Хотя в предварительном порядке с контингентом "джунглей" проводилась разъяснительная работа, и им было обещано самое гуманное обращение, а также всяческая помощь, не обошлось без стычек. Причем инициаторами выступили активисты из анархистской организации "No borders", требующие отмены всех существующих в мире границ и, в частности, англо-французской, дабы нелегалы могли беспрепятственно проникать по ту сторону Ла-Манша, где, как они считают, их ждет Эльдорадо. Провокаторы подожгли несколько палаток, обрушили на полицейских град булыжников. Те ответили, как водится, слезоточивым газом. Позднее раззадоренные беженцы попытались остановить автомобильное движение на дороге, ведущей к Евротуннелю, но и там столкнулись с правоохранителями и пошли на попятную.
Предполагается, что первая стадия сноса "джунглей" займет минимум несколько дней, а полная ликвидация - пару-тройку недель. Возникает вполне законный вопрос: что будет с его обитателями? Властями предусмотрено несколько вариантов переселения. Еще в конце прошлого года рядом с "джунглями" был устроен городок из специально оборудованных модулей, к которым подведены электричество, отопление, водопровод. Некоторые из них уже освоены, но человек двести там можно еще разместить. Другим предложено перебраться в центры по приему беженцев, которые находятся как в департаменте Па-де-Кале, так и в других регионах страны. Решит ли такая тактика проблему с нелегалами? По большому счету вряд ли. Те, кто задался целью пробраться в Англию, несомненно, будут искать другие возможности добиться своего. К примеру, используя бельгийский портовый город Зебрюгге, что в 120 километрах севернее Кале. Недаром Брюссель еще с неделю назад закрыл свою границу с Францией, хотя, как стало известно, несколько сотен обитателей "джунглей" уже успели просочиться в Зебрюгге. Перед прочими, оставшимися во Франции, стоит альтернатива: просить убежища или возвращаться домой.
Кстати, этот последний вариант, как сообщают в Агентстве по делам иммиграции и интеграции, вполне реальный. По его данным, некоторые нелегалы, в основном афганцы, иракцы и пакистанцы, так намучились в трущобном поселке, что согласились добровольно покинуть Францию. Таких за два месяца этого года было около шести десятков, что почти в два раза больше, чем за весь прошлый год.
Что касается тех, кто пожелает остаться во Франции на законных основаниях, то их ждет довольно долгая процедура, на которую уходит год, а, может, и более того. Причем шанс на получение статуса беженца в основном имеют беглецы из Сирии и Ирака, стран, охваченных боевыми действиями. Всех прочих ждет высылка из страны, как это ежегодно происходит с несколькими десятками тысяч иностранцев.
На что реально по большому счету могут рассчитывать беженцы нынешней волны во Франции? На разного рода пособия и крышу над головой. Что касается пособий, то они не очень велики. В период оформления документов проситель убежища получает 11,45 евро в день (325 евро в месяц). Затем, как правило, через год, в зависимости от того, идет ли речь об одном человеке или семье с детьми, сумма может составлять от 91 до 718 евро. Правда, при этом гарантируется бесплатное медицинское обслуживание, что, конечно, само по себе немало.