О том, как возникла это экстремальная идея и что будет представлено на BelgorodMusicFest, Борислав Струлев рассказал читателям "Российской газеты".
Почему решили проводить свой фестиваль именно в Белгороде?
Борислав Струлев: Предложение я получил от руководства области, а когда увидел, какой здесь потрясающий новый концертный зал, как любят здесь классическую музыку, сразу согласился. Теперь каждый год в первую неделю марта я привожу сюда интересных музыкантов, среди которых были и знаменитые советские звезды - Виктор Третьяков, Елена Образцова, Святослав Бэлза. Мы пропагандируем разное искусство - классику, джаз, с нами выступают оперные, балетные, драматические артисты. Я думаю и о премьерах, и об исполнении современной музыки. В прошлом году нам удалось показать на фестивале оркестровую версию Сонаты для виолончели и фортепьяно Сергея Рахманинова. По сути, родился новый концерт для виолончели.
Какие акценты в программе этого года?
Борислав Струлев: К нам приехал потрясающий скрипач Альберт Марков. Он был первым советским лауреатом конкурса Королевы Елизаветы в 1959 году, родился в Харькове, но всю жизнь прожил в Америке. Выступает у нас и его сын, скрипач Александр Марков, и его бывший ученик, дирижер, победитель последнего конкурса Георга Шолти Хосе Луис Гомез. Будет играть китайский пианист Тиан Джиан, славящийся во всем мире стильными, красивыми трактовками музыки Моцарта. В его исполнении прозвучит российская премьера одного из самых известных сочинений китайской музыки - Фортепианный концерт "Желтая река", написанный в 1969 году по заказу жены Мао Дзедуна группой китайских композиторов. В основу концерта легла партитура монументальной кантаты для хора и оркестра композитора Сянь Синхая "Желтая река" времен японско-китайской войны. С нетерпением жду на фестивале своего друга баса Ильдара Абдразакова. Приедет и интереснейший джазовый пианист, наш соотечественник Эльдар, лицо Sony, который исполнит Голубую Рапсодию Джорджа Гершвина и джазовые хиты.
В афише - ваше сольное выступление в шахте, на глубине 350 метров. Как возникла эта странная идея?
Борислав Струлев: В прошлом году я выступал во время фестиваля в городе Губкине, играл для шахтеров и их жен. К слову, в этом городе когда-то играл Ростропович, и, как оказалось, сидел на том же стульчике. Директор шахты предложил мне: может, сыграешь у нас? Я согласился. Конечно, это экстрим для меня.
Вы уже спускались в шахту? Выдержит этот температурный режим виолончель?
Борислав Струлев: Да, спускался: это шахта не угольная, там добывается руда, и температура там всегда +11, натуральная акустика. Что касается виолончели, то мне кажется, Ростропович, когда играл у Берлинской стены Баха, не думал ни про погоду, ни про инструмент. И это ведь будет не концерт, чтобы три часа играть Баха. Это акция, которая, хотелось бы, чтобы стала традицией. Начну я с Прелюдии из Первой сюиты Баха, потом сыграю Сарабанду из Второй сюиты, Бурре и Жигу из Третьей, дальше уже, как пойдет. Если вдруг что-то грохнется рядом или отвалится кусок, я готов ко всему. Мне лично интересна реакция людей: что они прочувствуют, слушая Баха в шахте. И это не пиар. Когда Рихтер ездил по самым удаленным уголкам России со своим роялем и играл в местах, где музыка прежде никогда не звучала, он делал это не для пиара: это было его желание, ощущение.