4 марта ГМИИ им.А.С.Пушкина откроет одну из самых ожидаемых выставок этого года "Кранахи. Между ренессансом и маньеризмом". На ней можно будет увидеть произведения представителей нескольких поколений прославленной династии Кранахов. На одной выставке Кранах Старший и Кранах Младший соберутся впервые. Здесь покажут 48 живописных и 50 графических произведений из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций. Из всех Кранахов, безусловно, самый известный - Лукас Кранах Старший (1472-1553) - реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. В первой трети XVI века его творчество ознаменовало окончательный переход от идеалов Ренессанса к маньеризму. Художник организовал процветавшую на протяжении более ста лет мастерскую, руководство которой со временем перешло к его сыну Лукасу Младшему, а затем - внуку и правнуку. Лукас Кранах Младший (1515-1586) продолжил семейное дело, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов и только в последующие три десятилетия после кончины отца смог сформировать свой собственный стиль.
Посетители увидят знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего "Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой" (вторая половина 1510-х годов; Музей изящных искусств Будапешта), "Венера и Амур" (1509; Эрмитаж), "Плоды ревности. Серебряный век" (1530; ГМИИ им. А.С. Пушкина), "Юдифь, обезглавливающая Олоферна" (1531; Фонд замка Фриденштайн, Гота). Из премьер проекта - гравюры Кранаха-старшего.
В музейном пространстве "Рабочего и колхозницы" 10 марта откроется постоянная экспозиция, посвященная скульптору Вере Мухиной и ее творению. Она займет весь первый этаж выставочного зала. В фойе будет установлен молот Рабочего, там же зрители смогут увидеть макет павильона, созданного по проекту Бориса Иофана, а поднимаясь по пандусам, - с каждой новой ступенькой познакомиться с историей памятника от момента создания до наших дней.
Музейная экспозиция будет включать: архивные материалы, советскую скульптуру 1930-х годов, элементы оригинального внутреннего каркаса памятника 1930-х годов, мебель, созданную по эскизам Бориса Иофана, эскизы к неосуществленным проектам Мухиной и Иофана: "Эпроновец", "Икар" и другие. Одни из самых интересных экспонатов - личные вещи: стремянка и набор профессиональных инструментов - стеков для работы со скульптурой из мастерской Мухиной, а также открытки и сувениры, привезенные из Парижа в 1937 году, шляпа Бориса Иофана и любимая чайная пара Веры Мухиной. Дополнят экспозицию кадры архивного видео 1930-х годов, посвященного строительству памятника.
18 марта в центре дизайна Artplay откроется мультимедийная выставка художника Иеронима Босха "Босх. Ожившие видения". Перед зрителями уже "оживали" полотна Ван Гога и Микеланджело. Теперь очередь за знаменитым голландцем. 2016 год в Европе объявлен годом Иеронима Босха, который ушел из жизни 500 лет назад, в августе 1516 года. Босх - один из самых загадочных живописцев. Его одновременно пугающие и впечатляющие картины и их героев - гидры, причудливые чудовища - кто-то считает шифрами к секретам алхимиков и астрологов. Сюрреалист, опередивший свое время, колдун - как только его ни называли. И это притом что Босх был очень верующим человеком. Не все соглашаются с другой, более "мягкой" трактовкой: мир Босха, населенный грешниками, монстрами, демонами, - это Царство Антихриста, заслуживающее и требующее разрушения.
Большую загадочность автору придает тот факт, что не все картины подписаны Босхом. Зрителям представят 30 мультимедиа-полотен, семь из которых не подписаны. Названия им дали исследователи творчества художника. Дополнит выставку специально подобранный музыкальный ряд.
Еврейский музей и центр толерантности 25 марта откроет выставку "Современники будущего. Еврейские художники в русском авангарде. 1910-1980". Произведения 34 художников из российских музеев и частных коллекций будут представлены в трех разделах, поэтапно рассказывающих об истории отечественного искусства ХХ века: "Первый русский Авангард" (1910-е -1930-е гг.), "Второй Авангард" (1956-1970-е гг.), а также "Московский концептуализм и соц-арт" (1970-е - 1980-е гг.).
Выставка открывается произведениями художников первой половины ХХ века - Марка Шагала, Натана Альтмана, Эля Лисицкого, Роберта Фалька, Александра Тышлера, Соломона Юдовина. Творческие поиски этого поколения, его сосредоточенность на вопросах национального стиля были ответом на отрицание самого существования еврейского искусства. Вместе с тем, еврейские художники воплощали свои идеи в контексте программы русского авангарда. Их вклад в развитие русской художественной культуры отрицать невозможно.
Движение так называемого "второго авангарда" возникло как альтернатива советскому официозу и привлекало художников-евреев возможностью свободно выражать себя. Самые яркие представители "второй волны" - Оскар Рабин, Владимир Яковлев, Михаил Гробман, Владимир Янкилевский, Эдуард Штейнберг.
Соц-арт 70-80-х будет представлен работами не менее знаменитых москвичей Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Виталия Комара, Александра Меламида, Ирины Наховой и Юрия Альберта.
Украшением экспозиции станут документальные и архивные материалы - фотографии, каталоги, афиши.
В ЦСИ "Винзавод" 16 марта откроется выставка лучших фотографий России - лауреатов фотоконкурса Best of Russia 2015. 294 фотографии победителей в 5 номинациях: "Люди. События. Повседневная жизнь", "Природа", "Архитектура", "Стиль", "Специальная тема - 2015". Best of Russia - единственный всероссийский фотопроект, в котором наравне участвуют работы как начинающих авторов, так и известных фотографов.
Чтобы вспомнить, каким был 2015-й год, достаточно взглянуть на эти фотографии, которые, по сути, являются фотолетописью современной истории России. Юбилей Великой победы, акция "Бессмертный полк", марш памяти Бориса Немцова, - этим событиям посвящены снимки из категории "Люди. События. Повседневная жизнь".
В разделе "Природа" зрители смогут увидеть невероятно красивые кадры, сделанные в самых труднодоступных и живописных местах России.
Раздел "Архитектура" в этом году посвящен геометрии города, которая примиряет между собой асфальт, стекло, бетон, фонарный свет, и где советские памятники и классические скульптуры сливаются воедино.
Специальная, животрепещущая тема в этом году на конкурсе - "Война и мир внутри нас". Как послевоенное время превращается в предвоенное? Где та грань, что отделяет мир от войны? И как это изобразить в кадре? Участникам выставки удалось передать это хрупкое состояние. Кстати, тем, кто хочет стать автором фотолетописи России 2016, пора уже сейчас выбирать свои самые лучшие снимки - прием заявок на следующий конкурс начнется в июле этого года.