Севастополь отказался от прямых выборов губернатора

Заксобрание Севастополя во вторник рассмотрело поправку о прямых выборах губернатора. В результате открытого поименного голосования законопроект поддержали 13 депутатов из 24, для принятия изменений в Устав города не хватило трех голосов.

Поправку инициировали 12 депутатов во главе со спикером ЗС Алексеем Чалым. Выступая перед парламентариями, Чалый сказал, что в Уставе образца 2014 года непрямые выборы губернатора были прописаны как "меньшее зло".

- Выйти на прямые выборы в 2014 году мы не могли технологически, - объяснил Чалый. - Со стороны депутатов обязался внести поправку, как только будет сформирован новый состав ЗС. Но мы попали в мельницу законотворчества и казалось, что этот вопрос не срочный. Сейчас время прошло, эти обязательства совершенно точно пора выполнять. У меня с этим вопросом личная вендетта, прошу депутатов поддержать законопроект.

Зампред ЗС Александр Кулагин сообщил, что прямые выборы были обещаны депутатами во время предвыборной кампании. 

- Я должен извиниться перед севастопольцами за то, что вопрос вносится так поздно, - сказал он, представляя законопроект. - Прямые всенародные выборы губернатора - насущная потребность для жителей Севастополя. Гражданское сообщество давно созрело для этого.

Губернатор Севастополя Сергей Меняйло на сессии не присутствовал. Он считает, что сейчас нет необходимости принимать поправку в Устав, так как выборы губернатора состоятся только в 2019 году.

- На сегодня есть более важные задачи, а с учетом непростой геополитической обстановки в регионе, обсуждать этот вопрос преждевременно, - сказал Меняйло "РГ". - Что касается моего мнения, то я сторонник жесткой вертикали власти. Считаю, что президент вправе назначать руководителей для такого стратегически важного региона как Севастополь.

Изменения в Устав вызвали обсуждения в городе. С одной стороны, севастопольцы хотят восстановить справедливость, ведь 23 года украинской власти они были лишены права выбирать градоначальника. С другой - многим импонирует сегодняшняя форма, при которой назначение главы города проходит под контролем президента РФ. Согласно Уставу Севастополя, партии формируют список кандидатов на пост губернатора, президент предлагает трех из них Заксобранию, а затем депутаты проводят голосование. Оппоненты поправки ссылаются на статью 37 Регламента ЗС, где говорится, что по основополагающим вопросам жизнедеятельности города должны проводиться общественные слушания. Поэтому вопрос о форме выборов надо вынести на референдум.

- Многим может показаться, что 100 процентов горожан поддерживают всенародные выборы, - сказал на заседании ЗС секретарь регионального отделения "Единой России", депутат Борис Колесников. - На самом деле люди реагируют по-разному, нет даже 50 на 50.

Накануне голосования Колесников сказал "РГ", что не будет поддерживать поправку, хотя раньше был ее сторонником:

- Я был одним из тех, кто при Украине постоянно писал и судился о том, что в Севастополе не было выборного мэра. Везде эта должность была выборная, а назначали из Киева людей, которых тут называли "гауляйтерами". Сейчас ситуация другая - выборы происходят в соответствии с законом России, а модель выборов определяет ЗС. Почему мы сегодня вдруг решили лишить президента права представлять три кандидатуры? Это должны решить севастопольцы, не могут 24 депутата подменять собой мнение всего города.

Нельзя забывать и о том, что Севастополь - военно-морская база Вооруженных сил РФ. Крым и Севастополь оказались в центре узла геополитических интересов и противоречий, куда вовлечены Украина, Турция, Сирия, США и их союзники. В этой ситуации важно сохранять стабильную внутриполитическую обстановку и избегать накала политического градуса, считает доктор политических наук, завкафедрой политологии Севастопольского государственного университета Александр Ирхин. 

- Я называю Севастополь "длинной рукой России" в южных морях, - говорит политолог. - Здесь долговременные государственные интересы не должны зависеть от манипулятивных политических технологий, которые могут применяться на выборах местными элитами и их партнерами на федеральном уровне. Если здесь не будет внутриполитической стабильности, как отсюда можно защищать национальные интересы в стратегически важном для России регионе Ближнего и Среднего Востока, демонстрировать флаг в южных морях и Атлантике? Если бы ситуация была изолированная, прямые выборы были бы правильным и логичным решением, но исходя из сложной внешнеполитической ситуации, в которой непосредственно завязан регион, этого делать нельзя.