Камерный музыкальный театр "Санктъ-Петербургъ Опера" на площадке клуба А2 представил спектакль "Чтобы помнили… " - своеобразный диптих, состоящий из двух одноактных опер: "Молодая гвардия" и "Крым".
Автор идеи, сценарист, сценограф и режиссер спектакля - художественный руководитель театра Юрий Александров. В основу положены две оперы советских композиторов: "Молодая гвардия" Юлия Мейтуса (за которую автор был удостоен Сталинской премии) и "Севастопольцы" Мариана Коваля.
- Впервые мы столкнулись не с исторически отдаленным во времени материалом, с которым обычно общаешься, работая над оперными спектаклями, а с живой материей, вторгающейся в твою жизнь, в твое сознание болью и смертью близких людей, - говорит постановщик. - Классическая опера построена на мифах, на историческом прошлом, а мы живем в реальности. И не можем не реагировать на нее.
По замыслу авторов, спектакль "Чтобы помнили…" должен стать спектаклем-откликом, спектаклем-репликой театра в ответ на актуальные события сегодняшней жизни.
Надо сказать, что если жанр "Крыма" определен как спектакль-митинг, то "Молодую гвардию" режиссер решил как очень лирический, пронзительный рассказ о прерванной любви. Герои постановки - совсем молодые люди. И как все молодые они жаждут любви, они хотят жить и любить. Но война и чувство долга, любовь к Родине жестоким роком обрывает возможность личного счастья.
- Мы стараемся своими спектаклями отвечать не только высокому качеству бельканто, но и своей нравственной позиции, - подчеркивает Юрий Александров. - Без любви не может быть подвига. Подвиг рождается на высоконравственной основе.
В новой версии "Молодой гвардии" на сцене звучит не только музыка, но и стихи Ольги Берггольц, Бориса Пастернака, Маргариты Алигер, Вадима Шефнера, которые читает Человек театра (Юрий Александров). А роли героев-молодогвардейцев исполняют молодые артисты театра "Санктъ-Петербургъ Опера" и детского коллектива "Синяя птица", почти ровесники Ульяны Громовой, Олега Кошевого, Сергея Тюленина, Любки Шевцовой…
Необычная площадка премьерного показа помогла артистам "вырваться” за пределы сцены, найти контакт с публикой, что в данном случае "прямого высказывания" было необходимо.
Зрители действительно были вовлечены в действие спектакля. Пространство позволило расположить зрительские ряды по периметру вокруг центра зала, где актеры не были ограждены театральной рампой, отчего стиралась грань между вокалистами и слушателями.