Новости

Отельеры СЗФО не спешат проходить классификацию к чемпионату мира
 Фото: depositphotos.com
Фото:
Гостиницы Санкт-Петербурга и Калининградской области, которые не прошли процедуру классификации, не смогут принимать гостей уже через четыре месяца. Однако отельеры не спешат подтверждать "звездный" статус. В самом западном российском регионе свидетельства получили 25 процентов средств размещения, в Северной столице и того меньше - около 20 процентов.

Классификация отелей обязательна для 11 субъектов РФ, где пройдут матчи чемпионата мира по футболу в 2018 году. В Северо-Западном федеральном округе это Санкт-Петербург и Калининградская область. Гостиницы должны получить "звездное" свидетельство до 1 июля 2016 года или закрыться. Нарушители заплатят административные штрафы - от семи до десяти тысяч рублей для должностных лиц, от 40 до 50 тысяч рублей для юридических.

В Калининградской области решили выделять отельерам региональные субсидии, которые покрывают до 95 процентов фактически понесенных затрат на классификацию. Программа оказалась эффективной. Если в 2014 году в самом западном российском регионе свидетельства имели единичные гостиницы, сейчас таких 47. "Звездный" статус должны подтвердить 197 отелей эксклава.

- В ближайшую неделю классификацию пройдут еще 10, - комментирует корреспонденту "РГ" ситуацию министр по туризму Калининградской области Андрей Ермак. - Но этого очень мало. Мы призываем отельеров не ждать, когда наступит точка невозврата, и они не успеют получить классификацию ни у одной аккредитованной организации. Туристический рынок растет, гостей в регионе становится все больше, и закрываться с 2 июля либо платить штрафы нецелесообразно.

По словам министра, стоимость классификации зависит от формата отеля и организации, которая оказывает эту услугу. Небольшой гостевой дом категории "без звезд" заплатит за процедуру 30-40 тысяч рублей. Крупный четырехзвездочный или пятизвездочный отель - свыше 100 тысяч рублей.

- Большую часть суммы, от 70 до 95 процентов, можно компенсировать из регионального бюджета, - продолжает Андрей Ермак. - Для этого необходимо обратиться в аккредитованную организацию, которая оказывает услуги по классификации. А потом - в министерство по туризму с документами, подтверждающими понесенные затраты. Обязательное требование - выезд специалиста на место. Мы не признаем свидетельств, выданных дистанционно. Настоятельно рекомендуем отельерам сравнить расходы на классификацию с учетом региональных субсидий и размеры штрафов. И скорее приступить к процедуре.

Как полагают эксперты, представители гостиничного бизнеса откладывают классификацию по нескольким причинам. Кто-то спешит сделать ремонт, закупить оборудование, обучить сотрудников, чтобы повысить свою "звездную" категорию. Другие не могут разобраться с документами, подтвердить безопасность услуг. Третьи вообще не знают об обязательности процедуры или рассчитывают на пролонгацию сроков. Для предпринимателей, которые не могут претендовать на субсидии, актуален еще и финансовый фактор. Вопрос компенсации "звездных" затрат в Северной столице обсуждался, но дальше дело не пошло.

В результате в реестре министерства культуры РФ на середину февраля числились только 74 классифицированных петербургских отеля. Еще 36 гостиниц получили "звездные" свидетельства, но их пока не внесли в реестр. С учетом того, что процедуру должны пройти 533 гостиницы, в ближайшие месяцы центры классификации ждет жаркая пора. А летом нельзя исключать волну штрафов и уходов игроков с рынка.

В будущем классификация станет обязательной для отелей, работающих во всех российских регионах. Согласно законопроекту минкультуры РФ, с 1 января 2018 года без свидетельства не смогут принимать гостей отели с фондом свыше 50 номеров. Для гостиниц, в которых насчитывается от 15 до 50 номеров, классификация перестанет быть добровольной с 1 января 2019 года. Для отелей до 15 номеров - с 1 января 2020 года.

Комментарий

Лилия Биткулова, эксперт государственной системы классификации объектов, генеральный директор петербургского центра классификации:

- Отельеры платят за классификацию свои деньги и должны получить не только свидетельство о звездах, но и результат - повышение качества гостиничных услуг. Я вижу классификацию как диалог между отельерами и экспертами, которые помогают представителям гостиничного бизнеса получить звезды.