Антитеррористическая война в Сирии, по понятным причинам, создавала фон визиту Ильхама Алиева. Но в реальности повестка переговоров формировалась на фоне положительных экономических факторов. Финансово-экономический блок нового этапа азербайджано-иранских отношений готовился больше полугода непростыми согласованиями, учитывая дефицит свободных капиталов для инфраструктурных вложений. Другой важнейший фактор стимуляции двусторонних отношений - отмена набора финансово-экономических запретов, введенных в отношении Ирана западными странами.
В плоскости макроэкономического взаимодействия основная повестка переговоров была сосредоточена вокруг электроэнергетики (строительство новых ГЭС в Нахчыванской автономии), газовых свопов, включая варианты трехсторонних проектов с "Газпромом".
Но главной темой визита Алиева стала достройка железнодорожной линии Астара-Решт-Казвин, включая мост через приграничную реку Астара. Москва практически согласовала кредит на реконструкцию иранской железнодорожной сети. Первая отправка по мультимодальному маршруту Мумбай-Москва с подключением азербайджанских автомагистралей от Астары до границы с Россией запланирована уже на март 2016 года. Азербайджанская железная дорога ADY станет оператором на ирано-азербайджанском участке транспортного коридора. Нужно учитывать, что другая составная часть МТК "Север-Юг" - автомагистрали. Здесь тоже дан старт транзиту через Азербайджан. В частности, в феврале начались первые поставки иранских томатов в Россию.
Часть документов, подписанных в Тегеране, носят рамочный характер и готовы к подключению на многостороннем уровне взаимодействия. Другие - сосредоточены на углублении качества двусторонних отношений. В частности, среди подписанных документов - межправительственное соглашение о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Юридические рамки соглашения актуальны для региона с частными землетрясениями и стихийными ситуациями на Каспии. Важные регулирующие соглашения - о сотрудничестве во взаимной административной помощи в таможенных делах и сотрудничестве в области ветеринарии и здоровья животных. Подписан меморандум о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинских наук. В конце прошлого года Азербайджан начал активные переговоры с различными иностранными компаниями с целью налаживания производства лекарственных препаратов и организации их экспорта. Кроме того, Иран для многих граждан Азербайджана - популярное направление медицинского туризма.
Меморандум о сотрудничестве в области трудовых отношений, занятости и социальной защиты также важен в отношениях двух стран, учитывая, что услугами таможенного терминала в приграничной Астаре каждый день пользуются около трех тысяч граждан Ирана и Азербайджана. Был также подписан меморандум о сотрудничестве между государственными нефтегазовыми компаниями двух стран. Накануне было объявлено о сворачивании работ на спорном участке газоконденсатного месторождения Араз-Алов-Шарг. Таким образом, Азербайджан снимает часть напряженности в связи с неурегулированным статусом Каспия и проблемой делимитации в спорных секторах, открывая возможность новому сотрудничеству на море.
Серьезной проблемой всех кавказских соседей Ирана является отрицательное сальдо товарооборота - ситуация, когда импорт превышает экспорт. По данным азербайджанской таможни, товарооборот между Азербайджаном и Ираном в январе-ноябре 2015 года превысил 110 млн долларов, из которых 80 млн пришлись на импорт из Ирана.
"Нависание" иранского импорта довлеет для всех государств Южного Кавказа. Однако только Азербайджан может попытаться в перспективе исправить эту ситуацию, разнообразив с Ираном плоскость взаимодействия. Во-первых, есть перспективы совместных нефтегазовых инвестиций в различные иранские месторождения, соответственно это даст импульс обрастанию инфраструктуры по доставке, сопровождению и, возможно, переработке ресурсов. Во-вторых, Азербайджан может предложить большие возможности в судоремонте и судостроительстве. Бакинский судостроительный завод обладает возможностью постройки 4 сухогрузов и 2 танкеров в год, а также ремонта 80-100 судов. В-третьих, Баку может стать для Ирана посредником в ряде западных технологий, к примеру, предложить свои адаптированные для региона технологии в альтернативной энергетике...
Визит Ильхама Алиева в Иран открывает широкие перспективы взаимовыгодного сотрудничества. На столе у предпринимателей и чиновников двух стран различные проекты совместных инвестиций. Речь идет об иранских зонах свободной торговли Энзели, Араз и Маку. Есть также интересные перспективы в организации морского туризма, сотрудничества между вузами и научными центрами, многое другое. Большинство из них укладывается в позитивный тренд активизации российско-иранских торгово-экономических связей.