01.03.2016 21:17
Поделиться

В домах бывших руководителей социалистической Польши начались обыски

В доме вдовы экс-президента Польши генерала Войцеха Ярузельского прошли обыски. Прокуроры Института национальной памяти, который занимается в том числе люстрацией, вынесли из особняка в престижном районе Варшавы 17 папок с документами. По данным местных СМИ, это только начало обысков в домах бывших руководителей социалистической Польши.

Напомним, что две недели назад в доме вдовы экс-главы спецслужб ПНР Чеслава Кищака были обнаружены бумаги, якобы свидетельствующие об агентурной деятельности польского лауреата Нобелевской премии мира, экс-президента страны Леха Валенсы. Вдохновленные успехом этой операции прокуроры обыскали также загородный дом Кищаков и, судя по всему, решили не останавливаться на достигнутом. Институт национальной памяти (ИНП) сообщил, что в начале текущей недели прокуроры в течение десяти часов обыскивали дом, принадлежавший умершему в мае 2014 года генералу Ярузельскому, а теперь его наследникам. Что именно содержится в 17 конфискованных папках, пока неизвестно. Но это не конец обысков. По данным авторитетного издания Gazeta Wyborcza, в ИНП подготовлен список из более чем 20 высокопоставленных руководителей спецслужб Польской Народной Республики, в домах которых или их наследников могут храниться секретные документы, подлежащие изъятию.

Напомним, что, согласно польскому законодательству, "кто без законных оснований владеет документами, содержащими информацию, относящуюся к компетенции Института национальной памяти, обязан незамедлительно передать ее директору ИНП". Но, судя по последним действиям института, эта организация уже вышла за рамки своих полномочий. Так, после обысков в доме генерала Кищака журналистам был предоставлен доступ к его личной переписке с известными деятелями культуры и журналистами, в том числе и ныне живущими, такими как актриса Беата Тышкевич, поэтесса Агнешка Осецка. По мнению адвоката профессора Яна Видацкого, которого цитирует местное радио Tok FM, институт не имел на это права и все, чьи письма стали достоянием общественности, могут подать в суд на организацию.

Тем временем

О том, чтобы подать в суд на ИНП, думает также и экс-президент Лех Валенса. "Я никогда никого не предал, никогда не получал деньги, никогда не был агентом. ИНП оплевал меня перед всем миром, а ведь в цивилизованном государстве это недопустимо", - объяснялся нобелевский лауреат на своей первой пресс-конференции после возвращения из Венесуэлы, где он находился все то время, пока скандал набирал обороты. Он убеждал журналистов, что обнаруженные в доме Кищака бумаги не могут быть настоящими. "Не могло быть никаких документов против меня, потому что я этим не занимался. Я возглавлял борьбу! И что, я должен был доносить на эту борьбу, на себя? Когда мы выясним, откуда взялись эти документы, я пойду в суд", - заявил он.