Он сильно отличается от аналогичного документа прошлого года. "Подготовка плана на этот раз длилась дольше, дискуссий как по механизму плана, так и по его отдельным пунктам было больше, - рассказывает первый заместитель руководителя Аналитического центра при правительстве РФ Владислав Онищенко. - Если в прошлом году план представлял собой набор отдельных мер, которые должны были компенсировать удары по экономике, то теперь получилось, что в план вошли меры из самых разных областей, объединенные задачей стимулировать экономический рост. При этом и социальному блоку, и минфину с минэкономразвития пришлось пойти на жертвы, в чем-то уступить, иначе просто было невозможно при таком беспрецедентном падении бюджетных доходов".
Первая часть плана называется "Неотложные мероприятия, направленные на стабилизацию социально-экономической ситуации". Это оперативные меры, связанные с раздачей и перераспределением бюджетных денег. Основная часть расходов плана-2015 приходилась на докапитализацию крупнейших банков, а крупнейшей статьей расходов плана-2016 (310 миллиардов рублей) стали бюджетные кредиты регионам, за счет которых они должны рефинансировать свою задолженность перед банками. Эти деньги, как и по некоторым другим пунктам плана, уже запланированы в бюджете. Еще часть пунктов будет финансироваться из антикризисного фонда правительства и остатков, не использованных ведомствами в прошлом году, - всего таким образом зарезервировано 250 миллиардов рублей. Еще почти 40 миллиардов рублей в рамках плана получат РЖД на закупку локомотивов из средств Фонда национального благосостояния.
Но по значительной части пунктов плана финансирование не определено и поставлено в зависимость от ситуации в экономике по итогам первого полугодия - если будут дополнительные доходы. В числе таких пунктов - второй этап индексации пенсий до уровня фактической инфляции прошлого года, дополнительные выплаты из материнского капитала нуждающимся семьям, сохранение достигнутого уровня обеспечения лекарствами тяжело больных людей, увеличение госгарантий по проектному финансированию.
"В прошлогоднем плане деньги выделялись априори и круглыми миллиардами, исполнение плана проверялось по тому, сколько денег выделено и освоено. Сейчас бюджетный кризис помог, подход стал более рациональным: он подразумевает детальный расчет расходов, необходимость доказывать целесообразность каждого пункта и вводит элементы сценарного подхода, которые просто необходимы, учитывая высокий уровень неопределенности", - говорит Владислав Онищенко.
В план включены программы поддержки отраслей, имеющих значительный эффект по цепочке смежников. Это автомобилестроение, жилищное строительство, легкая промышленность. Кроме того, как и в прошлом году, государство дополнительно поддержит сельское хозяйство и примет меры по обеспечению доступности лекарств.
Вторая часть плана содержит 72 меры структурного характера. Они не требуют финансирования и посвящены созданию более благоприятной регуляторной среды для бизнеса, должны помочь малому и среднему предпринимательству. Это внедрение риск-ориентированного подхода при проверках бизнеса, расширение оснований для применения наказаний, не связанных с лишением свободы за преступления в сфере предпринимательства, и многое другое. "Большинство наших проблем связано не с тем, что кому-то не дали дополнительных субсидий, а с тем, что не возникают новые бизнесы. Им можно помочь, только поправив регуляторную среду с акцентом на обеспечение свободы предпринимательства и поддержку малого и среднего предпринимательства, - считает Владислав Онищенко. - Это даст сравнительно быстрый эффект, особенно как способ борьбы с "теневым" бизнесом, потому что в кризис возникают дополнительные стимулы уйти в "тень".