Конституционный суд РФ обнародовал свое определение, которое он принял по жалобе Александра Давыдова. Этот гражданин жаловался на нарушение своих конституционных прав частью. И просил это проверить.
Суть конфликта в следующем: житель Тольятти Александр Давыдов получил трое суток административного ареста за неповиновение сотруднику полиции.
На самом деле дел, подобных тому, фигурантом которого оказался Давыдов, - великое множество. Да и ситуация, в которой этот человек оказался, совершенно стандартная. Проще говоря, в подобную ситуацию может сегодня попасть каждый. Такие дела, как правило, разрешаются очень быстро.
Решение суда по делу Давыдова было вынесено на следующий день после его задержания. При этом судья отказал Александру Давыдову в ходатайстве об отложении судебного заседания для заключения соглашения с защитником.
Кроме того суд не согласился уважить просьбу и о вызове в суд свидетелей, указанных в протоколе. Отказ был мотивирован тем, что по закону рассмотрение такого дела должно быть завершено не позднее 48 часов с момента административного задержания.
Судья еще указал на то, что сразу после составления протокола о нарушении сам Давыдов вполне мог позвонить адвокату со своего мобильного.
По мнению судьи, и без свидетелей можно было также обойтись - материалов, имеющихся в деле, было достаточно, чтобы рассмотреть его без вызова свидетелей в суд.
Давыдов с такими аргументами не согласился и пошел обжаловать несправедливые, на его взгляд, решения.
В жалобе в Конституционный суд он написал, что норма административного кодекса нарушает его конституционные права, поскольку позволяет суду отказать гражданину в помощи адвоката и препятствует вызову в суд свидетелей, которые могли бы подтвердить его невиновность.
В своем определении Конституционный суд еще раз подчеркнул, что значение конституционного права на квалифицированную юридическую помощь не может игнорироваться и при производстве по делам об административных правонарушениях. Тем более когда степень вторжения в права и свободы человека сопоставима с мерами уголовно-правового воздействия.
КС объяснил, что специальный срок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, установлен с целью оперативной судебной защиты прав соответствующей категории лиц.
Но рассогласование установленных в статье правил с гарантиями граждан, предусмотренными иными статьями КоАП, не может служить единственной причиной отказа в предоставлении ему доступа к помощи защитника.
Разумное отступление от предусмотренных нормой сроков, если оно продиктовано необходимостью обеспечения доступа человека к помощи адвоката, не расходится с конституционным принципом неотвратимости ответственности.
Из всего сказанного Конституционный суд делает следующий вывод.
Судья не вправе ссылаться на сроки как на безусловное обстоятельство, препятствующее реализации права пользоваться помощью защитника.