Дума Екатеринбурга предложила расширить полномочия квартальных

После неудачной попытки администрации Екатеринбурга наделить квартальных инспекторов правом составлять протоколы об административных правонарушениях, а следовательно, выписывать штрафы за нарушение правил благоустройства, к осуществлению этой идеи подключились депутаты городской Думы.

- На сегодняшний день квартальные лишены возможности выписывать протоколы о правонарушениях, это серьезный вопрос. Группа депутатов, которая занимается градостроительством и землепользованием, направит обращения и губернатору, и Заксобранию, чтобы этот вопрос решался оперативнее, - заявил в эфире местной телекомпании депутат гордумы Александр Смолин.

Напомним, что для введения института квартальных мэрия Екатеринбурга создала в 2013 году при каждой районной администрации муниципальные казенные учреждения (МКУ) "Служба заказчика", в штат которых ввели более ста инспекторов. По умолчанию подразумевалось, что квартальные вправе не только фиксировать нарушения правил благоустройства, но и составлять административные протоколы на физических и юридических лиц, если те не реагировали на требование инспектора навести порядок на территории. Как в свое время сообщала администрация города, за 2013-2014 годы квартальные составили 5913 протоколов на общую сумму штрафов 32,5 миллиона рублей.

Вместе с тем некоторые юрлица, в частности управляющие компании, заявляли: по закону квартальные не в праве самостоятельно составлять процессуальные документы. В конце 2014 года мэрия попыталась укрепить правовой статус инспекторов: внесла в перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях на территории Екатеринбурга, и сотрудников семи районных МКУ. Но уже через два месяца прокурор города в Ленинском райсуде оспорил это решение. Если коротко, вот как обосновала удовлетворение требований прокурора судья Ольга Василькова: по Кодексу РФ об административных правонарушениях правом составлять протоколы обладают только органы местного самоуправления (МСУ) и их должностные лица; органы МСУ не могут наделять этим полномочием иные структуры или лица; МКУ "Служба заказчика" не является органом местного самоуправления. А следовательно, квартальные не вправе составлять протоколы. После вердикта Ленинского райсуда их роль должна заключаться в фиксации нарушения правил благоустройства и передаче материалов тем, кто вправе формировать процессуальные документы и штрафовать: в районную административную комиссию, полицию, ГИБДД…

Мэрия надеялась, что проблему правового статуса квартальных поможет разрешить региональная власть. Глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб обратился к губернатору Евгению Куйвашеву с просьбой внести изменения в областной закон об административных правонарушениях: наделить-таки должностных лиц МУК полномочиями производить процессуальные документы. Регион отказал. В ответе мэрии руководитель администрации губернатора Сергей Пересторонин привел те же доводы, что и прокурор, и суд.

Кажется, круг замкнулся. Но депутаты гордумы все-таки рассчитывают добиться для инспекторов столь важного для осуществления их функций права. Ведь, во-первых, нынешний статус квартальных снижает степень их воздействия на нарушителей, во-вторых, не позволяет быстро реагировать на беспорядок. Особенно ярко, по мнению парламентариев, это проявилось нынешней зимой, когда Екатеринбург буквально засыпало снегом. Однако поможет ли подключение к проблеме коллег из областного Заксобрания?

- Идею можно осуществить только через изменение Устава города, - полагает юрист Евгений Березкин, - что в полномочиях самих депутатов гордумы. В главном законе Екатеринбурга должен появиться пункт о том, что квартальные являются должностными лицами муниципального образования, либо о том, что "Служба заказчика" является органом МСУ. Таким образом, квартальные станут городскими чиновниками. Кроме того, город обязан обратиться с инициативой в областное Заксобрание с предложением принять региональный закон о внесении данной категории муниципальных служащих в реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации. После принятия этих изменений необходимо будет провести аттестацию квартальных на предмет применения знаний и навыков в сфере регулирования КоАП РФ. Это довольно длительный путь, который придется пройти городу, если он хочет расширить полномочия квартальных. Так по закону.

Надо сказать, что бизнес воспринял идею гордумы спокойно. Вот что заявил "РГ" гендиректор управляющей компании "Стандарт" Михаил Попов:

- Мы как управляющая компания всецело за то, чтобы полномочия контроля за соблюдением правил благоустройства исполняла какая-либо служба. Главное, чтобы она следовала четким правилам и букве закона и ее работа не превращалась в подобие дубины, вслепую крушащей все и вся на своем пути. К примеру, сейчас служба квартальных активно наказывает управляющие компании за складированный на придомовой территории снег. Хотя такая работа, как вывоз снега из дворов, для УК законодательством не предусмотрена, ее нет и в тарифе на содержание жилья. В общем, главное, чтобы все укладывалось в рамки тех регламентов и инструкций, которые будут понятны всем - от проверяющих органов до каждого горожанина.

Между тем, по мнению уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елены Артюх, любые властные действия, к которым относится и составление протоколов об административном правонарушении, "должны осуществляться специально предназначенными для этого органами и подготовленными людьми". На взгляд бизнес-омбудсмена, квартальные вряд ли должны отвечать этим требованиям.

А как у соседей

В Тюмени институт квартальных функционирует с 2007 года. Полномочия ведущих инженеров муниципальных служб заказчика по благоустройству, а именно так официально именуется должность, закреплены рядом документов, в частности, специальным распоряжением главы администрации Тюмени № 365-рг "Об утверждении примерной формы должностной инструкции ведущего инженера муниципального учреждения "Служба заказчика по благоустройству, внешнему виду зданий, сооружений и обслуживанию населения" "соответствующего административного округа города Тюмени (квартального)", а также "Порядком формирования и благоустройства имущественных комплексов города Тюмени", утвержденным распоряжением местной администрации от 21.04.2009 № 341-рк. Как пояснил заместитель директора службы заказчика по благоустройству Ленинского административного округа Роман Алимпиев, полномочий штрафовать квартальные не имеют, поскольку не являются должностными лицами органов МСУ. Они лишь фиксируют нарушения, а все собранные ими материалы затем рассматривает административная комиссия. В 2015-м благодаря квартальным было составлено 4686 протоколов, нарушители наказаны на 20,6 миллиона рублей. Содержание самих квартальных, как сообщили в пресс-службе администрации Тюмени, обходится городскому бюджету примерно в 18 миллионов рублей в год.