Необходимость нововведения в Государственной налоговой службе (ГНС) КР объясняют несколькими причинами. Во-первых, выяснилось, что около 30 процентов всех заполненных за последние полгода регистрационных талонов содержали недостоверные сведения.
Предприниматели указывали неверные ИНН, вес товара, адрес юридического или физического лица, которому он предназначался. В результате отследить дальнейшие передвижения груза налоговым службам было проблематично.
Во-вторых, некоторые импортеры при пересечении границы указывали в талонах низкую цену на товары. К примеру, мука из Казахстана, завозимая в КР, стоила три-четыре сома за килограмм. По мнению сотрудников ГНС, делалось это для того, чтобы платить меньше налогов, в частности НДС.
В результате, попав на внутренний рынок, импортная мука оказывалась в несколько раз дешевле киргизской. Это "било" по местным производителям и вызывало их возмущение. Мукомолы даже обращались за помощью в правительство.
То же самое происходило и с другими товарами. По этой причине в конце 2015 года в Киргизии на грани банкротства оказалось несколько десятков предприятий малого и среднего бизнеса.
- Полугодовой мониторинг выявил множество проблем, связанных с нарушением налогового законодательства недобросовестными импортерами, - заявил глава ГНС Замир Осмонов. - Это негативно сказывается на объемах налоговых поступлений в бюджет, нарушает принципы конкуренции, затрагивая интересы киргизских производителей. Поэтому мы вынуждены были заменить регистрационный талон на предварительное уведомление о завозе товара.
Принципиальная разница между документами в том, что первый заполняется при фактическом пересечении товаром госграницы, а второй - за месяц до даты завоза груза. Так у налоговиков будет время проверить достоверность указанных сведений.
В ГНС отметили, что, если у импортера или экспортера не будет на руках уведомления или информация в нем не будет соответствовать действительности, сотрудник пограничной службы должен сообщить об этом в налоговую службу, МВД, или Государственную службу по борьбе с экономическими преступлениями и приостановить процедуру пропуска коммерческого груза.
Инициированный налоговиками новый порядок ввоза в КР товаров буквально взбудоражил бизнес-сообщество страны. По мнению его представителей, необходимость заполнять уведомление за месяц создаст большие проблемы и для госорганов, и для предпринимателей.
- В налоговой службе нам пояснили, что отмена регистрационного талона и замена его уведомлением о планируемой поставке - необходимая мера для борьбы с контрабандой, - говорит бухгалтер одной из компаний Елена Доброхотова. - Однако я сильно сомневаюсь, что новый документ каким-то образом поможет в этом. Но вот проблем он создаст достаточно. К примеру, нам предлагают указывать стоимость товара в сомах. Но как быть, если в инвойсах цена будет стоять в валюте страны-отправителя груза? Кто и по какому курсу ее будет пересчитывать? Более того, говорят, что уведомление надо заполнять заранее, но ведь мало кто сможет указать точные сведения, особенно количество товара и дату поставки. У нас, например, груз завозится несколько раз в неделю. Одних наименований больше тысячи. И каждый раз я должна буду весь этот перечень заполнять. Можете себе представить, сколько времени мне потребуется для этого. А если груз пришел в выходной, когда налоговая служба не работает? Как быть тогда?
По словам предпринимателей, заполнить уведомление заранее можно, но гарантировать точность указанных сведений никто не сможет. И если в документе обнаружат какие-либо несоответствия фактическим данным, то груз отправят на ответхранение, а связанные с этим расходы, естественно, лягут на плечи его хозяев.
Тем не менее, несмотря на отрицательное отношение бизнес-сообщества страны к налоговому "ноу-хау", новый порядок завоза товаров в Киргизию начнет действовать с 10 марта. Все необходимые корректировки, как пояснили "РГ" в налоговой службе, будут приниматься в рабочем порядке.
Справка "РГ"
С момента вступления КР в ЕАЭС (август 2015 года) всего заполнено 46 455 регистрационных талонов. Из них на импорт 31 576, на экспорт - 14 879.
Мнение
Татьяна Ким, председатель правления Палаты налоговых консультантов
Сложившуюся ситуацию можно назвать патовой, и меры необходимо принимать уже сегодня. Понятно, что налоговая служба пытается с помощью уведомлений навести порядок. В то же время это нововведение может спровоцировать серьезные проблемы. На мой взгляд, разработчики предварительного уведомления о поступлении товара поспешили. Однозначно из документа необходимо убрать жесткие требования указывать сроки поставки, стоимости и так далее. Кроме того, на мой взгляд, есть большая недоработка, касающаяся резидентов и нерезидентов. С началом действия нового порядка они поставлены в разные условия ведения бизнеса. Получается, что при импорте товаров у нерезидентов больше привилегий, чем у резидентов. Могу добавить, что создана группа для доработки документа, чтобы сделать его приемлемым как для госорганов, так и для поставщиков.
Компетентно
Баккельди Тюменбаев, заместитель министра экономики КР
С момента вступления Киргизии в ЕАЭС наблюдается увеличение объемов незадекларированного импорта товаров из Казахстана. Ситуация ухудшается, несмотря на администрирование перемещаемых товаров на основании регистрационных талонов. Добросовестные участники рынка становятся неконкурентными по сравнению с субъектами, которые избегают налого-обложения и осуществляют деятельность без регистрации в налоговых органах. Например, по данным ГНС, в талонах предприниматели указывали стоимость муки три, а сахара - один сом, в то время как их рыночная стоимость куда больше. Кроме того, имеют место факты ввоза товаров без соответствующих документов, с занижением веса. Если положение не исправить, то это приведет к сокращению объемов официального импорта и, соответственно, снижению поступления налогов в бюджет.