02.03.2016 19:55
    Поделиться

    В Госдуме обсудили авторские права режиссеров

    В Госдуме состоялся первый круглый стол на тему "Проблемы защиты интеллектуальных прав режиссеров-постановщиков".

    Необходимость создания такого законодательно подтвержденного юридического понятия, как авторские права режиссеров, обсуждали депутат, председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности Григорий Ивлиев, заместитель министра культуры РФ Александр Журавский, режиссеры Валерий Фокин и Марк Захаров, художественный руководитель Театра Сатиры Александр Ширвиндт, гендиректор Большого театра Владимир Урин, замгендиректора российского авторского общества Екатерина Ананьева и более тридцати руководителей ведущих московских и региональных театров.

    На первом этапе проблема рассматривалась в принципе: в России спектакли как таковые есть, а как объектов авторского права их не существует. И какие универсальные нормы должны быть зафиксированы в кодексах, чтобы положить конец бесправному положению наших режиссеров. За комментарием "Российская газета" обратилась к председателю гильдии театральных режиссеров России и художественному руководителю Александринского театра Валерию Фокину.

    Валерий Владимирович, прецеденты создания авторских прав режиссеров до этого момента были?

    Валерий Фокин: До сих пор этот вопрос поднимался на уровне эмоций. (На первом круглом столе они также присутствовали, естественно, но в спокойном, корректном и ограниченном виде). А сейчас разговор идет в серьезной компании и в стенах Государственной Думы - историческое событие! Инициировали это агентство по защите интеллектуальной собственности, комитет по правопорядку Думы и гильдия режиссеров России.

    Но первая инициатива, как известно, шла от вас - режиссерской гильдии.

    Валерий Фокин: Мы, конечно, принимали самое активное участие. Сейчас самое главное - движение этого вопроса. Еще будут собираться экспертные советы, будут мнения "за" и "против", будут искать формулировки - ведь надо найти такие, чтобы не вступить в конфликт с международными организациями, и войти в эту конструкцию гибко, но точно. Если это произойдет, будет здорово.

    Кто войдет в рабочую группу?

    Валерий Фокин: Эксперты, юристы, режиссеры, - все вместе должны это сделать. Я опираюсь на экспертов юристов и, конечно, на режиссерскую гильдию, прежде всего.

    В Белоруссии есть авторское режиссерское право, на Украине есть, в России пока нет, а за рубежом существует нечто подобное?

    Валерий Фокин: Там другая система - интересы своих людей защищают профсоюзы. И есть профсоюз режиссеров, кстати, невероятно сильный в Америке, который защищает режиссеров, если нарушаются их права.

    Как можно фиксировать авторское право режиссера - ваша версия?

    Валерий Фокин: Мой вариант - это режиссерская партитура. Тот сценарий, где зафиксирован весь спектакль от начала до конца. На мой взгляд, это и может быть признано объектом авторского права.

    Поделиться