"У нас число инвалидов незначительно менялось на протяжении последних лет в сторону уменьшения", - заявляет министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. Цифру в 500 тысяч в минтруде объяснили ошибкой, основанной на сравнении данных разных источников. Минтруд России в своей работе использует данные Пенсионного фонда России. По ним в 2015 году в России проживало 12,42 млн инвалидов, в 2014 году - 12,65 млн человек. Таким образом, их количество уменьшилось на 230 тысяч человек.
Цифра в 500 тыс. человек получилась из сравнения данных Росстата за 2014 год (12,94 млн инвалидов) и Пенсионного фонда за 2015 год (12,42 млн инвалидов), хотя два органа используют разные методики подсчета и их данные нельзя сопоставлять.
"И та, и другая статистика показывает, что число инвалидов серьезно уменьшилось", - отмечает Александр Лысенко, научный руководитель и председатель правления Национального центра проблем инвалидности. Причин тому несколько. В первую очередь это естественная убыль. Количество инвалидов войны в 2015 году по сравнению с 2013 годом сократилось на 93,3 тысячи человек (331,8 тыс. человек в 2013 году, 238,5 тыс. человек в 2015 году). Также минтруд заявляет, что ежегодно на несколько тысяч человек уменьшается число тех, кто обращается за установлением инвалидности. Количество детей-инвалидов, напротив, с каждым годом становится больше. В 2012 году их насчитывалось 571,5 тысячи человек, в 2015 году уже 612 тысяч человек.
Некоторые эксперты связывают сокращение числа инвалидов с внедрением новых критериев признания инвалидности. Максим Топилин такой вывод опровергает: "Мы оцениваем это не какой-то особенной работой медико-социальной экспертизы. Мы стараемся сделать так, чтобы медико-социальная экспертиза работала более объективно. Для этого и приняты все документы, которые позволяют избежать усмотренческих решений на уровне экспертиз".
Александр Лысенко подтверждает: да, экспертиза стала более объективной, но это не значит, что на число инвалидов она не повлияла. "В новых классификациях довольно жесткие требования для установления инвалидности", - отмечает он. Кроме того внедрение критериев проходит не гладко. "Поэтому министерство вело мониторинг ситуации, внесло изменения, которые с 1 февраля этого года заработали", - говорит он.
Отказы в признании инвалидности есть, признает Лысенко. Среди них как ошибочные, так и оправданные. "Многие пытаются "продавить" инвалидность, хотя решение об отказе принято правильно, - поясняет Лысенко и добавляет. - Это не повод отказываться от новой системы".