03.03.2016 00:05
    Поделиться

    Анатолий Васильев: Ия Саввина была безумно органична

    О народной артистке России Ие Саввиной вспоминают ее друзья и родные
    В канун 80-летия Ии Саввиной мы попросили вспомнить о ней близких актрисе людей, ее коллег. Первым откликнулся самый близкий ей на протяжении 30 последних лет жизни человек - ее муж, актер Театра на Таганке Анатолий Васильев. Ровно пять лет назад овдовевший.

    - Первое, что приходит в голову, когда я задумываюсь об Ие, - это воспоминания о том, как мне с ней было хорошо, - начинает разговор Анатолий Исаакович. - У актеров есть такое выражение - органичный человек. Вот она была для меня безумно органична, жить с ней мне было необычайно легко, комфортно. Вот сижу дома, звонок в дверь, Ия пришла - мне сразу же хорошо!

    А вот говорят, что она была очень резкой, могла иной раз и послать подальше...

    Анатолий Васильев: Да, бывало такое. Это происходило в том случае, если происходящее не совпадало с ее представлением о совершенстве. У нее были очень высокие требования к жизни, к происходящему вокруг. Я на ее эскапады не реагировал, всегда дожидался, пока этот кипяток перестанет бурлить, другие - бледнели, краснели, начинали заикаться. Такое маленькое существо - и так вулканически взрываться...

    А пыль после "взрыва" быстро оседала?

    Анатолий Васильев: Когда как. Иного пошлет куда положено, и тот месяц-другой над собой работает, ее расположение возвращает. Эти взрывы, скажу вам, чаще происходили в приятельских отношениях, если человек не близок, она на него и взрываться-то не будет. А вот те, кто дорог и интересен, получали "по полной".

    Одной из главных отрад вашей семейной жизни была дача в Щелыкове.

    Анатолий Васильев: Да, 500 километров от Москвы - уезжаешь к чертовой матери, всякая цивилизация кончается и начинается вегетативная жизнь. Лес, грибы, в огород забегают лисы, запрыгивают зайцы, в лесу из-под тебя глухари вылетают...

    Ие Сергеевне, городской, воронежской, это было нужно?

    Анатолий Васильев: Да она всю жизнь говорила, что она крестьянка! Они жили в пригороде Воронежа, свой дом, огород. На нашем видео есть кадры, как она с серпом сладострастно лезет под кусты, полет траву, высаживает семена, за которыми потом надо будет ухаживать все лето. При этом ругается, что устала как собака, а с утра снова. Парники, помидоры, засолить, закрутить, до трех утра возиться с этим... На балконе до сих пор остались закрученные ею банки с кабачками, с морковью.

    Готовила, наверное, вкусно...

    Анатолий Васильев: Вкусно - это мягко сказано. Готовила грандиозно. На том же балконе - две полки длиной по полтора метра, полные кулинарных книг: кухня еврейская, таджикская, украинская, белорусская, латиноамериканская... Есть даже два тома Молоховец позапрошлого века. Любимые рецепты были те, что рассчитаны недели на две готовки, а еще лучше на месяц. Вот у Молоховец есть рецепт "цыплята на манер рябчиков". Птиц надо вымачивать, чего-то им впрыскивать, добавлять можжевеловых ягод и еще всякого, пока они на вкус рябчиков не начнут напоминать. Дней 15-20 процесс шел.

    И как успевала при этом...

    Анатолий Васильев: Да, успевала - писать учебные программы, статьи, учить роли. Я ж никогда не видел, чтоб она роль учила! Тем не менее когда она выскакивала на сцену, то выдавала монологи по 5-7 минут. И никогда не было спешки, истерики - "не успела туда, не успела сюда": все спокойно, не спеша, покряхтывая, покуривая.

    А ведь на ней был еще Сережа, сын с синдромом Дауна. Ему сейчас уже 58...

    Анатолий Васильев: На Сергея было потрачено много усилий не только Ией, но и ее свекровью, подругами, друзьями. Одни учили его играть на пианино, другие английскому, кто-то занимался с ним литературой, и теперь Сережа учит и прекрасно читает стихи - Пушкина, Окуджаву. А лет 6 назад начал вдруг рисовать, этому его никто не учил. Начал с фломастеров, перешел на гуашь. Две выставки уже было.

    Прямая речь

    Валентин Гафт: Я обратил на нее внимание еще до выхода "Дамы с собачкой". Год где-то 59-й, я спускаюсь по лестнице на "Ленфильме", и в профиль у окна стоят двое, облокотившись о стенку. Это были Саввина и Хейфиц, режиссер "Дамы...". Оторваться было нельзя - мутноватое окно, два прекрасных профиля: картинка, будто кистью писанная, такой тонкости, нежности. И я подумал тогда: вот где, наверное, разговор о прекрасном...

    У нее была потрясающая способность создавать. Она не мелочилась, ей надо было играть только глубокие человеческие вещи. Иной раз смотришь на нее в сцене и думаешь: господи, как же она хорошо знает жизнь, людей, как точно логику человека улавливает, чувствует болевые точки...

    Елена Проклова: На ее счастье, у Ии Сергеевны не было актерского образования, играть ее не учили, и в каждой своей роли она на 100 процентов жила, до самозабвенья, выкладывая всю душу, без актерства, без того, чтоб придумать "образок" и его играть.

    А на отдыхе - это был просто другой человек. На даче в Щелыкове мы, помню, идем по лесу, грибы собираем, а она все вскрикивает: "Ах ты поганец какой, вылез тут!", "А этот-то, как смотрит на меня!" Она разговаривала с ними, каждому давала прозвище, и было видно, что человека оторвали от природы, сунули в этот город, и она, кажется, прожила жизнь не совсем в своей тарелке. В театре я ее никогда такой не видела. А кстати, "поганец" - это было не про поганку, а про беленький...

    Игорь Верник: Вспоминаю ее такой: с сигареткой, легкая, озаренная, улыбается. Она была нежна с теми, кто ей был близок, со мной всегда держалась как старший товарищ. Помню, как-то в 80-х, когда я снимался в первых клипах, рекламных роликах, встречаемся в коридоре МХАТа, и она бросает мне так, на ходу: "Ну что, улыбка на миллион долларов?"

    На репетициях всегда сидела с книжкой или с кроссвордом. Кроссворды были такие, которые среднестатистический человек решает за час, а у нее уходило несколько минут. Потом пошли книжки из кроссвордов. Она никогда не позволяла себе расслабленности, голова всегда должна была работать, не простаивать.

    Актриса, журналист, литературовед

    Сергей Юрский:

    - Что такое творческий человек? Творчество - это особый способ жизни, где сохранение своего внутреннего огня является самым главным. И ради этого перетерпеваешь все. Ее жизнь была очень трудной, но Ия преодолевала это творчеством. Актерски - но не только.

    Ия Саввина - блестящая журналистка с университетским дипломом, знаток литературы и литературовед, автор киноведческих очерков об Ульянове, Раневской, Орловой, грузинских комедиях... Актерская работа отодвинула в сторону эту ее ипостась. И вот случилась - Шаболовка, Главная редакция научных, художественных и учебных программ. Особенный канал, связанный с театром, литературой, с классикой. И литературная работа для ТВ, на мой взгляд, вошла в пятерку главных достижений Ии.

    Ее сценарии стали основой для инсценировок "Театра Тургенева" и "Театра Салтыкова-Щедрина" для "Учебки". Фильм тургеневский был снят всерьез, мы не просто разыграли сцены, а выезжали в Спасское-Лутовиново, актеры, режиссеры, Ия - как автор и редактор группы. В фильме по Салтыкову-Щедрину сыграла и она сама, а потом мы все: Тенякова, Богатырев, Ия, я, уже без грима зачитывали и обсуждали письма, дневники Михаила Евграфовича...

    Поделиться