Новости

03.03.2016 00:06
Рубрика: Культура

Железные леди

Почему скульптур известных женщин на улицах Москвы меньше, чем мужчин?
По данным комиссии по монументальному искусству Мосгордумы, в столице находится более 600 памятников, бюстов и скульптурных портретов, но женщинам посвящено не более трех десятков из них. Чем объясняется такая несправедливость, попытался выяснить накануне 8 Марта корреспондент "РГ".
 Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости  Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости
Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

Чести быть дважды запечатленной в бронзе в российской столице удостоились две женщины - Надежда Крупская и Наталья Гончарова. Памятники Крупской стоят на Сретенке и Ленинском проспекте, где она увековечена вместе с Лениным. Наталья Гончарова в обоих случаях запечатлена вместе с Александром Пушкиным - на Старом Арбате и у Никитских ворот. На момент распада СССР в Москве было около десятка памятников женщинам, но персональных монументов - единицы. Кроме Крупской право на них заслужили Зоя Космодемьянская, Вера Мухина и Индира Ганди.

- На улицах дореволюционной Москвы памятников женщинам не было вообще, - рассказал "РГ" координатор движения "Архнадзор", москвовед Константин Михайлов. - Этому факту не стоит удивляться. Наша традиция увековечивать память о человеке или событии отличалась от европейской. Мы строили храмы или часовни. Например, жители Мещанской слободы выстроили себе приходской храм во имя святых Адриана и Натальи, освященный по именинам царицы Натальи Нарышкиной, только что обвенчавшейся с царем Алексеем Михайловичем. Если знать, что святые Адриан и Наталья - покровители супружества, станет понятно, что так наши предки отдали дань уважения молодой царице, будущей матери императора Петра I.

И все-таки один памятник, посвященный женщине, в дореволюционной Москве был. Причем работы известного скульптора Александра Опекушина. Скульптура Екатерины II из белого каррарского мрамора стояла в здании Мосгордумы у Иверских ворот. Она чудесным образом пережила революцию и советские времена и ее можно и сейчас видеть в Царицынском дворце.

После революции самой знаменитой скульптурой в городе стала статуя Свободы - ее в 1919 году установили в центре нынешней Тверской площади. Но в 1941 году скульптуру взорвали - из-за аварийности конструкций. В 1947 году к 800-летию Москвы на ее месте был возведен известный сейчас всей Москве памятник Юрию Долгорукому.

С дамами у нас вообще нередко происходили курьезы. Башенку дома на Пушкинской площади, где находится магазин "Армения", долго венчала скульптурная композиция балерины Лепешинской. С ней связана одна из городских легенд. Фольклор утверждает, что балерину приказала снять с башни министр культуры Екатерина Фурцева, когда узнала, что здание из-за скульптуры стали называть "Домом под юбкой".

За последние 20 лет памятников, посвященных женщинам, стало больше примерно втрое. Три года назад, например, установили строгий памятник Дмитрию Донскому и его супруге - великой княгине Евдокии Московской. На Большой Ордынке появился скромный монумент Великой княгине Елизавете Федоровне Романовой, основательницы Марфо-Мариинской обители. Наконец-то поставлены скульптуры Марины Цветаевой и Анны Ахматовой.

Но не все монументы выглядят строго. Есть памятники, глядя на которые хочется улыбнуться. Как девушке-простушке с роскошной косой - эта скульптура установлена на площади Борьбы и посвящена лирической героине поэмы "Москва-Петушки" Венедикта Ерофеева.

Культура Арт Музеи и памятники
Добавьте RG.RU 
в избранные источники