Новости

03.03.2016 09:29
Рубрика: Общество

Чудов монастырь Кремля может быть воссоздан по примеру Страстного

 Фото: hist.msu.ru
Фото:
Демонтаж торговых павильонов в форме чужеродной "Пирамиды" и псевдоантичных двориков, что возникли против воли москвичей на Пушкинской площади в 90-е и много лет мозолили глаза, теперь, наконец, свершившийся факт. Небольшое пространство общей свободы, отвоеванное у пронырливых коммерсантов, дает повод пойти дальше и заглянуть в прошлое - увидеть, что было тут во времена самого Пушкина. И даже побродить вместе с поэтом по булыжным мостовым у стен Страстного монастыря.

Не верите? Напрасно. Такая возможность есть теперь у каждого не только москвича, но у любого человека с компьютером или планшетом.

На кафедре исторической информатики, которой руководит профессор Исторического факультета МГУ Леонид Бородкин, завершена по-своему уникальная работа - "Виртуальная реконструкция московского Страстного монастыря (середина XVII - начало XX вв.): анализ эволюции пространственной инфраструктуры на основе методов 3D-моделирования".

Этот проект, поддержанный грантом Российского научного фонда, в течение двух лет выполняла команда ученых, преподавателей, аспирантов и студентов истфака МГУ с участием специально приглашенных архитекторов, искусствоведов, археологов, специалистов архивного дела, реставраторов и программистов. В итоге получилось не просто солидное академическое издание с яркими иллюстрациями и научным аппаратом, которое скоро выйдет из печати, но и наглядная, увлекательная, а главное - общедоступная визуализация полученных результатов в технологиях 3D с элементами дополненной реальности.

Напомним: Страстной монастырь, основанный по царскому указу недалеко от Кремля, на том месте, часть которого называется теперь Пушкинской площадью на пересечении улицы Тверской и Бульварного кольца, строился и перестраивался с середины 17-го века до начала 20-го. И при желании мы можем увидеть, не отходя от компьютера или планшета, что представлял собой монастырь в 1700 году, как обновился его облик к 1830 году и что переменилось в последующие 80 лет (год 1910-й).

После пожара, которым Москва встретила Наполеона, монастырь был отстроен заново и стал одним из духовных центров российской столицы. Помимо храмов и келий монахинь, на его территории были девичья школа, библиотека, странноприимный дом.

После революции 1917 года монастырь упразднили, в 1931-м Страстную площадь переименовали в Пушкинскую, а в 37-м снесли почти все монастырские здания.

- Жизнь неумолимо меняет окружающую нас среду, - говорит профессор Бородкин. - И в большинстве случаев мало шансов на то, что когда-то потом мы что-то вернем "в камне", восстановим. Хотя есть община Страстного монастыря, и она питает надежды на его воссоздание. Но кто же будет сносить, скажем, кинотеатр "Пушкинский", который стоит сейчас на этом месте? Мы смотрим на ситуацию с позиций исторической науки, и ни на чью мельницу воду не льем. Просто предлагаем  использовать такие технологии, которые позволяют показать среду, в которой жили люди двести или триста  лет назад, причем воссоздать и показать это во всех деталях…

То, что научились визуализировать на Историческом факультете МГУ и теперь прививают эти навыки студентам на смежных специальностях - археологам, искусствоведам, географам, принципиально отличается от распространенных сейчас анимационных 3D моделей. В абсолютном большинстве они носят развлекательный или рекламный характер, в лучшем случае - экскурсионно-познавательный. Не претендуют, по словам Бородкина, на историческую точность и научную достоверность.

-  Это примерно то же, чем отличается работа профессионального историка от изысканий краеведа-любителя. Мы тоже стремимся, чтобы было интересно. Но главная задача - достичь высокой степени достоверности, отвечать за каждую деталь в нашей виртуальной реконструкции, - акцентирует Леонид Иосифович. - Наши системы в ходе ознакомления дают возможность пользователю "кликнуться" в любую точку реконструкции, любую деталь и тут же получить ссылку - почему, скажем, купол на храме именно такой, и когда этот вид приобрел.

В справочных "окнах" всплывают не только ссылки на источники, но и сами эти источники - вот фотография 1903 года, вот литогравюра 1815-го, а вот планы и чертежи этого купола, которые сделаны архитектором в начале XIX века… Возможность такой - не сходя с места - верификации, возможность для пользователя увидеть все в конкретном исполнении и есть, говоря неформально, наша фишка. Мы хотим претендовать на академическую, научную достоверность всех реставраций, за которые беремся.

Общий комментарий своего руководителя дополняет ассистент кафедры Денис Жеребятьев - его можно назвать и связной, и движущей силой проекта. Вместе с группой второкурсников, записанных к Денису Игоревичу на семинар, заходим по одной из ссылок на сайт проекта и погружаемся в дополненную реальность.

- Такой прием позволяет увидеть, как сегодня выглядит Пушкинская площадь с той или иной точки, и что увидел бы отсюда же человек в XVIII веке. В следующую минуту он может переместиться в другую точку и оценить, что видел сам Александр Сергеевич Пушкин на том месте, где теперь стоит ему памятник…
Таких точек, поясняет Жеребятьев, в реконструкции десять или больше. Дополненная реальность покажет, что на месте памятника прежде стояла колокольня - она вот так выглядела. На месте кинотеатра - собор, главный храм этого монастыря. Такая перекличка времен, погружение из одной эпохи в другую создает новые возможности. Кроме элементов занимательности это и возможность ощутить свой город в исторической ретроспективе.

Те, кто интересуется русской архитектурой, и просто любители старины могут рассмотреть 3D-модели отдельных зданий и сооружений, показанных в разные временные срезы.

Трехмерная модель всего комплекса Страстного монастыря и прилегающей исторической застройки требует значительных компьютерных ресурсов для ознакомления с ней в интерактивном режиме. Поэтому на сайте используются различные цифровые технологии и приемы: видеотуры, статические изображения комплекса в разных ракурсах, интерактивная 3D среда с возможностью прогулки (Unity3D), а также "прогулки" в режиме дополненной реальности.

Там же, на сайте, даны понятные инструкции, как пользоваться предложенным инструментарием.

На том, что сделано, креативная команда профессора Бородкина не останавливается. Еще до завершения основных работ по Страстной площади, признался Леонид Иосифович, на кафедре стали прощупывать возможность 3D-реконструкции других знаменитых объектов историко-культурного наследия Москвы.

Как продвигается эта работа, и какие еще достижения и находки в активе группы виртуальных зодчих, расскажем в специальном выпуске "Наука и технологии". Он запланирован в "Российской газете" 18 марта.

Подписка на первое полугодие 2017 года
Спроси на своем избирательном участке