Новости

Посадочные талоны, багажные квитанции и пограничный контроль в аэропортах станут электронными
Какой телефон заменит посадочный талон, стоит узнать до приезда в аэропорт. Фото: Сергей Куксин/ РГ
Какой телефон заменит посадочный талон, стоит узнать до приезда в аэропорт. Фото:
Багажные квитанции и посадочные талоны на самолет, которые пассажиры в обязательном порядке получают сегодня в аэропортах перед посадкой, могут уйти в прошлое. Сделать их электронными, а также изменить другие правила предполетного досмотра в России предложила Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA).

Разговор об этом зашел во время встречи гендиректора IATA Тони Тайлера и главы минтранса Максима Соколова.

В мире вообще наблюдается тенденция сокращения бумажного документооборота, рассказал "Российской газете" исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. Но переход к электронным посадочным талонам - не только дань прогрессу, это реально ускорит процесс обслуживания пассажиров. При этом подтверждение о посадке на борт (его обычно требует бухгалтерия у своих командированных сотрудников) можно получать от перевозчика в электронном виде.

"Во многих странах Европы уже давно не требуют бумажный билет, достаточно просканировать так называемый бар-код на телефоне", - пояснил главный редактор портала "Авиа.ру" Роман Гусаров. И считать такой код может любой смартфон. Эта же технология в перспективе позволит отказаться и от багажной квитанции. Вообще телефон может стать достойной заменой многих авиадокументов. В память мобильника, например, можно записать информацию о полете и биометрические данные пассажира.

Телефон со специальным чипом Near Field Communication (технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия) способен обмениваться информацией с другими устройствами. В частности, с роботом-регистратором при посадке на рейс, надо лишь поднести аппарат к специальному устройству и автоматически пройти идентификацию личности.

Все это позволит сократить число формальностей и очередей в аэропортах: при регистрации на рейс, сдаче багажа и посадке на борт.

Уже сейчас во многих моделях смартфонов есть чип, позволяющий обмениваться данными с терминалами в аэропорту. Но сначала аппарат нужно настроить, это можно сделать самому или попросить это сделать в любом офисе продаж телефонов и мобильных услуг.

За настройку могут взять деньги, но вот сам обмен данными в рамках предполетного досмотра будет бесплатным.

Кстати, прохождение пограничного контроля в скором времени тоже могут сделать автоматическим, без операторов погранслужбы. Такие предложения есть, но для этого нужно вносить серьезные поправки в действующее законодательство.

Все это должно заметно сократить расходы на содержание штата сотрудников в воздушной гавани.

Значительно уменьшатся и площади в аэропортах для прохождения процедур предполетного досмотра. В результате это приведет к снижению стоимости билета, считают эксперты.

Если же возможности или желания пользоваться новыми технологиями нет, то можно будет попросить выдать традиционные бумажные посадочные талоны, но за них придется заплатить отдельно. Примерно 10 долларов за один квиток.

IATA еще рекомендовала России принять Монреальскую конвенцию 1999 года, которая позволит повысить страховые выплаты для пассажиров и грузоотправителей до мировых стандартов, а также упростить электронное оформление и сопровождение грузоперевозок. За жизнь пассажира выплаты должны вырасти с 2 до 5 миллионов рублей. А компенсация за багаж - с 600 рублей за килограмм багажа до 50 тысяч и выше. Многое будет зависеть от курса той валюты, в которой изначально прописана компенсация.

Кроме того, речь на встрече зашла о ратификации Монреальского протокола 2014 года по Токийской конвенции. Это позволит более эффективно бороться с дебоширами на борту, пояснил в беседе с "РГ" региональный директор IATA в России и СНГ Дмитрий Шамраев. Можно будет применять достаточно гибко юрисдикции разных стран по отношению к возмутителям спокойствия в полете.

Сейчас на дебошира распространяются только законы той страны, под флагом, которой проходит полет. А при ратификации можно будет выбрать более эффективное наказание для дебошира, например, применив к нему закон страны, куда летит самолет или над которой пролетает.

Как полетим из Москвы на Дальний Восток

С 1 апреля до 31 октября в России стартует программа субсидирования авиаперевозок с Дальнего Востока в центральную часть России и обратно.

Росавиация начала заключать договора с авиакомпаниями, которые будут летать по 71 направлению из 13 городов на Дальнем Востоке, восьми городов Сибири, трех городов в Южном федеральном округе, двух пунктов Уральского и Северо-Западного федеральных округов, по одному - на Северном Кавказе и в Крыму, а также из Москвы и Санкт-Петербурга.