03.03.2016 11:17
    Поделиться

    Глазьев: Для Крыма нужно открыть специальную кредитную линию

    В Крыму и Севастополе намерены обкатать механизм применения специальных инвестиционных контрактов. Благодаря им планируется привлечь в экономику КФО дефицитные финансовые ресурсы, которые пока не могут дать банковские структуры и инвесторы.

    Основные надежды крымчан сейчас связаны с реализацией федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года". Она предусматривает финансирование в размере 708 миллиардов рублей, и самые крупные ее проекты у всех на слуху - это запускаемый ныне энергомост Кубань - Крым и транспортный переход через Керченский пролив.

    - Хотелось бы, чтобы эти деньги были дополнены частными инвестициями. Идеальная модель, когда на рубль государственных инвестиций приходится несколько рублей частных, - говорит советник президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев. - Но несмотря на создание льготных условий и соответствующее законодательное обеспечение, в Крыму как нигде ощущается нехватка кредитных ресурсов и финансовых инструментов для реализации инвестпроектов.

    Вопреки ожиданиям крупные банки в КФО не только не пришли, но и не планируют это делать. Сергей Глазьев считает, что их нежелание работать в двух новых субъектах федерации является грубейшим нарушением правовой системы РФ.

    - Отечественные банки не должны становиться орудием в руках враждебных России внешних сил, - заявил он на конференции крымского регионального отделения Вольного экономического общества России. - Если мы хотим жить в едином государстве с единой правовой системой, то не должно быть никаких исключений. То, что в Америке кому-то не нравится Севастополь, не основание для того, чтобы Сбербанк или ВТБ здесь не работали. То, что их сегодня нет в Крыму, считаю грубейшим нарушением нашей правовой системы, нашей Конституции.

    На его взгляд, если бы крупные российские банки решили единовременно прийти на полуостров, Запад не ввел бы санкции против всех российских банков, ведь им нужно как-то рассчитываться с Россией за газ и нефть.

    - Думаю, никаких серьезных рисков не возникнет, если все банки действительно примут консолидированное решение работать в Крыму, - подчеркнул Глазьев, выразив уверенность, что рано или поздно руководители финучреждений примут такое решение.

    Но факт остается фактом: банки первой десятки в Крыму не представлены. Два крупных работающих в республике хоть и говорят о готовности кредитовать экономику и даже предлагают конкретные кредитные продукты, но для большинства производителей они либо неподъемные по цене, либо неприемлемые по условиям. Но у банкиров своя правда.

    - Принято ругать банки за то, что они работают плохо и денег не дают, - говорит вице-президент РНКБ Игорь Чумаковский.

    - Но давайте посмотрим на банковский рынок Крыма: мы собрали большой объем депозитов, а размещать средства вынуждены через межбанковский рынок в ЦБ, Сбербанке, Газпромбанке и других, потому что в Крыму нет проектов, под которые мы можем выделить кредиты. От идеи проекта, озвученной предпринимателем, до его кредитования - огромная дистанция. Мы же несем уголовную ответственность за деньги, которые раздаем, и не хотим оказаться в местах лишения свободы.

    Банкиры заявляют о необходимости создания в Крыму структуры, которая занялась бы предварительной подготовкой инвестпроектов.

    - Мы даже готовы выделить несколько миллиардов на создание такой компании, которая будет на платной основе готовить и "упаковывать" проекты, чтобы банк смог выдать под них кредит, - продолжает Чумаковский. - И тогда Крыму уже не потребуются все российские банки - им просто нечего здесь будет делать.

    Эффективной формой привлечения финансовых ресурсов могут стать специальные инвестиционные контракты.

    - В условиях внешних санкций привлечь крупные кредиты даже государственных банков в Крыму проблематично, не говоря уже о ресурсах коммерческих финучреждений, поэтому без специальных институтов финансирования инвестиций достаточно сложно решить задачи, связанные с развитием инфраструктуры, здравоохранения и АПК Крыма и Севастополя, - считает Сергей Глазьев. - По мнению ведущих экономистов мира, нехватку частных инвестиций государство должно компенсировать своими силами. Мы на федеральном уровне работаем над механизмами проектного финансирования, которые бы обеспечили экономику дешевыми и "длинными" кредитами. Президент в послании к Федеральному собранию упомянул специальные инвестиционные контракты, и сейчас в нескольких регионах РФ отрабатываются механизмы их применения для привлечения доступных финансов предприятиями, которые не могут позволить себе ставки 12-15 процентов. Нужно говорить о введении специальных механизмов кредитования инвестпроектов под четыре-пять процентов годовых и на длительные сроки.

    Специальные инвестиционные контракты - одна из форм государственно-частного партнерства. Их механизм в июле прошлого года был утвержден постановлением правительства РФ. Такой контракт заключается на срок, необходимый для вывода проекта на полную операционную прибыль в соответствии с бизнес-планом, но не более чем на 10 лет. Для заключения контракта инвестору необходимо подтвердить вложение в проект не менее 750 миллионов рублей инвестиций. Предприниматели берут на себя обязательства развить производство, создать рабочие места и освоить современные технологии. А государство гарантирует предусмотренные законодательством стимулы: стабильные условия ведения бизнеса, налоговые льготы, выделение земли, местные ресурсы.

    - Чтобы запустить эту схему, нам нужно на федеральном уровне доработать механизм рефинансирования, - продолжает Глазьев. - Центробанк имеет такие инструменты в своем портфеле, но пока их объем не превышает 2,5 триллиона рублей - это очень мало, потому что из них на проектное финансирование заложено всего 200-250 миллиардов. По нашей оценке, российской экономике не хватает пяти-семи триллионов рублей.

    Возможно, ЦБ и найдет необходимые средства. Но для этого он должен быть уверен: деньги пойдут именно на кредитование производства, а не на финансовые спекуляции или в оффшоры. Поэтому спецконтракты предполагают тройной контроль: со стороны местных, региональных органов власти и уполномоченного банка.

    - Мне кажется, мы могли бы попытаться в рамках федеральной программы развития Крыма и Севастополя заключить специальные инвестиционные контракты, - продолжает Глазьев. - Кроме того, опираясь на ФЦП, надо начать разговор об открытии для Крыма и Севастополя отдельной кредитной линии, потому что с банковскими кредитами дефицит будет ощущаться достаточно долго.

    Комментарий

    Георгий Мурадов, заместитель председателя cовета министров Республики Крым, член правления Вольного экономического общества России:

    - По всем формальным признакам переходный период в республике завершен, и мы должны быть адаптированы в правовую и экономическую систему РФ. Но я смею утверждать, что РК еще долго не будет рядовым регионом РФ. Фактически Крым - единственный субъект федерации, которому соседнее государство объявило войну, который выдерживает многостороннюю блокаду. Кроме того, многие страны проводят в отношении Крыма жесткую санкционную политику, в том числе финансовую. В таких условиях нужны особые меры. Международные эксперты, с которыми я общаюсь, считают оправданным запуск в республике трастовой формы ведения бизнеса, когда бенефициар закрыт, его не видно, и никакие попытки санкционного давления на него не пройдут. Для нас важно обеспечить приток в Крым иностранных инвестиций. В прошлом году полуостров посетили более 50 зарубежных делегаций, и многие готовы работать. Но для этого мы должны защитить инвесторов, в том числе с помощью трастовых форм ведения бизнеса. Да, это будет злить западных "партнеров". Это определенное нарушение российского законодательства с юридической точки зрения. Но это выход. Не думаю, что санкции будут быстро сняты, а защититься легитимно от незаконных санкций невозможно.

    Поделиться