03.03.2016 10:20
    Рубрика:

    Почему перевозчики Крыма отказались от компенсации за льготников

    Почему автопредприятия отказываются от компенсации за перевозку льготников
    Более 50 миллионов рублей дотаций из республиканского бюджета на перевозку льготных категорий пассажиров не востребованы симферопольскими перевозчиками в 2015 году. Хотя после остановки троллейбусов из-за блэкаута перевозили льготников - а это ни много ни мало 28 категорий - именно маршрутки. Почему же автотранспортные предприятия возят льготников за свой счет, не претендуя на компенсацию, разбиралась корреспондент "РГ".

    По информации мэрии Симферополя, из 30 действующих перевозчиков договоры о возмещении затрат на обслуживание льготников заключили только 20. В результате в 2015 году в бюджет было возвращено около 50 миллионов рублей, предназначавшихся городским перевозчикам. Ежемесячно на эти цели выделяется порядка трех миллионов рублей. У чиновников такая ситуация вызывает недоумение, ведь автотранспортные предприятия могли бы потратить деньги на содержание автобусов и увеличение фонда оплаты труда. К тому же представители отрасли продолжают утверждать, что стоимость проезда 12 рублей - экономически необоснованная и не покрывает даже половину их затрат.

    - Сетования предпринимателей на низкие тарифы неуместны, и я призываю перевозчиков в максимально сжатые сроки заключить соответствующие договоры, - говорит заместитель главы горадминистрации Юрий Тур.

    Аналогичная ситуация и в других городах республики. Например, в Ялте перевозчики тоже не хотят бюджетных денег. А из семи АТП договоры о возмещении затрат заключили только четыре.

    Как оказалось, причин такой "благотворительности" несколько. Первая - отсутствие у транспортников полного пакета разрешительных документов. У многих из них истек срок действия договоров об обслуживании пассажиров, заключенных с администрациями городов еще при Украине. А новые конкурсы по распределению маршрутов по законодательству РФ еще не проводились: не готова законодательная база, разрабатывают которую местные парламентарии и министерство транспорта РК.

    - Компенсация за провоз льготников - это бюджетные деньги. И если у перевозчика закончился срок действия украинского договора, а новый с горадминистрацией он заключить пока не может, значит, получить возмещение не удастся, - поясняет автоперевозчик Александр. - Мы не можем объяснить управлению труда и соцзащиты, на каком основании осуществляем деятельность, и ведомство просто отказывает нам.

    Поэтому большинство маршруток вынуждены бесплатно возить льготников, чтобы лишний раз не привлекать к себе внимание проверяющих органов. А некоторые решили вовсе приостановить работу до прояснения ситуации с конкурсами.

    - С 1 января 2016 года мои автобусы стоят на приколе в гараже из-за больших убытков, - рассказал "РГ" один из владельцев симферопольского АТП. - Я не смог получить компенсацию за провоз льготников с января по октябрь 2015 года. Еще одна причина - экономически необоснованный тариф на перевозку. А затраты постоянно растут из-за подорожания бензина, дизтоплива, запчастей. В итоге убыток предприятия за прошлый год составил около двух миллионов рублей.

    Еще одна проблема - отток местных водителей в Краснодарский край и Ростовскую область, где более высокая заработная плата.

    Минтранс РК подготовил проект республиканского закона об организации регулярных автомобильных перевозок автобусным и городским электрическим транспортом. Уже проведены предварительные обсуждения проекта закона с профильными ассоциациями и комитетом Госсовета Крыма. После того как парламентарии утвердят закон, в течение месяца будут изданы нормативные документы и подзаконные акты Совета министров - типовая конкурсная документация, порядок проведения конкурсов. Чиновники надеются, что уже в апреле будут проведены конкурсы на распределение маршрутов. Сами автоперевозчики считают, что это произойдет не раньше лета.

    Помимо этого, автотранспортники уверены: вносить изменения надо и в постановление Совета министров РК N575 "О порядке предоставления отдельным категориям граждан РК мер социальной поддержки на льготный проезд". В нем прописан алгоритм возмещения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям недополученных доходов в связи с перевозкой льготников. В основе - сложная формула, учитывающая выручку, а также соотношение платных и "бесплатных" пассажиров. Но не все перевозчики хотят показывать свою прибыль, да и определить реальное число "бесплатных" пассажиров тоже невозможно.

    По мнению чиновников и автоперевозчиков, выходом из сложившийся ситуации могла бы стать монетизация проезда, уже произошедшая на материковой части РФ. Вместо права на бесплатный проезд льготники получают на руки наличные и рассчитываются, как все пассажиры. Но Крым пока не готов к таким экспериментам. В минсоцзащиты РК, изучив опыт других субъектов РФ, пришли к выводу, что сначала надо подсчитать количество льготников, перевозимых в маршрутках и троллейбусах, а уже потом разработать механизм монетизации проезда.