Почему не работает нижегородский закон "о тишине"

Право на тишину и покой - элементарная норма человеческого общежития. Вот только в условиях мегаполиса это право все время ставится под угрозу: шумит сосед, в три часа ночи под окнами воет автомобильная сигнализация, в дневной сон ребенка приезжает строительная техника и начинает активно сотрясать весь микрорайон.

Прошла все инстанции и пришла в "РГ"

Очередным поводом для обращения к "тихой" теме послужило письмо нижегородки Марии Лубкиной, поступившее в редакцию "РГ". Женщина жалуется на шумных соседей - после 23.00 ей мешает спать маленький ребенок, почему-то на ночь глядя желающий играть с собакой. Никакие уговоры не помогли, поэтому женщина решила действовать по закону. Прошла все инстанции: обращалась в полицию, в прокуратуру. Даже писала губернатору - мол, есть закон, а где результат? Воз же и ныне там: ребенок кричит, собака бегает, сна нет. И большая пачка переписок с силовыми и прочими ведомствами в придачу.

Напомним, осенью прошлого года Нижегородская область приняла региональный закон об обеспечении тишины и покоя граждан. "РГ-Неделя" в номере от 24 сентября 2015 года опубликовала материал "Не шуми в неурочное время" с подробностями новой нормы. Многие восприняли эту новость как обнадеживающую: до принятия закона шумных граждан могли наказать лишь по Кодексу об административных правонарушениях. Вот только штрафы были совершенно безобидными, да и работала норма, прямо скажем, неэффективно.

С момента принятия закона прошло больше четырех месяцев. В сентябре председатель комитета ЗСНО по вопросам градостроительной деятельности, ЖКХ и ТЭК Олег Шавин пояснил корреспонденту "РГ": для того чтобы закон работал, необходимо заключить соглашение между правительством Нижегородской области и МВД. Полицейским должны быть переданы полномочия работать по новому закону - составлять протоколы, накладывать штрафы. Тогда же было принято решение о выделении бюджетного финансирования на эти цели.

Деньги есть, работы нет

Как выяснилось, соглашения до сих пор нет. В правительстве Нижегородской области корреспонденту "РГ" сообщили, что проект документа и расчет потребности в финансировании направлены на рассмотрение в МВД.

"В настоящее время ГУ МВД России по Нижегородской области совместно с региональным правительством ведется работа по устранению дополнительных замечаний МВД России на представленный проект соглашения. В основном замечания министерства связаны с сокращением количества составов административных правонарушений, по которым полиция готова составлять протоколы, в том числе в связи с подготовкой Госдумой проекта нового Кодекса РФ об административных правонарушениях. В ближайшее время доработанный проект соглашения будет повторно направлен в МВД России для подписания и утверждения правительством Российской Федерации", - пояснили в региональном правительстве.

Сейчас, по имеющейся у областных властей информации, Министерством внутренних дел РФ подписано всего три таких соглашения - с Республикой Татарстан, Белгородской и Оренбургской областями. Но даже эти документы не утверждены федеральным правительством и потому не действуют.

В ГУ МВД РФ по Нижегородской области "РГ" подтвердили, что проект соглашения действительно находится на согласовании, но от любых прогнозов по срокам его подписания воздержались.

К слову, в бюджете Нижегородской области на этот год уже заложена сумма на реализацию полномочий МВД по составлению протоколов - 896,8 тысячи рублей. То есть деньги есть, но они не работают, а дожидаются своего часа.

А как у других?

В разных регионах страны законодательство о тишине понимается по-разному. Каждый субъект устанавливает свои правила игры: когда можно и когда нельзя шуметь и что вообще считать шумом. "Например, в Санкт-Петербурге велось бурное обсуждение законопроекта "о топоте котов", в результате из принятого закона были исключены такие наиболее одиозные формулировки шума, как вой собак и громкое передвижение по квартире кошек, но остался запрет на передвижение мебели.

Однако запрет на вой и лай собак, а также на иной шум от домашних животных существует в региональном законодательстве Самарской и Архангельской областей. Более того, одни и те же нарушения квалифицируются совершенно по-разному. В зависимости от региона может последовать наказание за включившуюся автомобильную сигнализацию как с первого раза, так и только при наличии неоднократности такого включения", - рассказывает юрист из компании "Базальт" Денис Волков.

А в Белгородской области по действующему законодательству могут выписать штраф за шум не только в квартирах, но и на дачах. Впрочем, это вовсе не значит, что так оно и происходит.

- Ситуация следующая: как правило, пострадавшие не спешат обращаться в правоохранительные органы, а пытаются разобраться либо самостоятельно, либо просто надеются, что шумные соседи рано или поздно прекратят нарушать тишину, - говорит адвокат Евгений Корнев. - Те, кто пытается самостоятельно разобраться с правонарушителями, нередко сами становятся фигурантами, в том числе и уголовных дел.

Он вспоминает случай, когда молодая семья уложила спать маленького ребенка. Но из-за громкой музыки, доносившейся из квартиры сверху, малыш проснулся. Молодой отец поднялся к соседу и попросил убавить звук. Получив отказ, он ударил меломана по голове. В итоге скорая увезла соседа в больницу, где ему диагностировали перелом височной кости, а отец ребенка оказался виновен в причинении телесных повреждений.

Наша читательница, приславшая в редакцию "РГ" то самое письмо, довольно эмоционально говорит о своей ситуации. "Мне что, их убить, чтобы мою проблему заметили?" - спрашивает женщина.

Комментарии

Анастасия Расторгуева, адвокат, партнер Коллегии адвокатов города Москвы "Барщевский и Партнеры":

- Закону мешают работать несколько факторов. Во-первых, сложность за контролем его исполнения. Например, вы услышали шум, соседи не отреагировали на вашу просьбу успокоиться, вы вызвали полицию. Допустим, она приехала, а соседи уже как мышки. Полиция уезжает - и они опять шумят. Во-вторых, невысокая информированность граждан о законе и часах тишины. Они время от времени меняются. То можно в выходные строительные работы проводить, то нельзя. То до 22.00 разрешено шуметь, то до 23.00. Теперь еще в обеденное время "тихий час" появился. Третья причина - невысокая имущественная ответственность. Что можно сделать? Прежде всего - информировать граждан о соответствующих правилах. Например, разместить информацию крупными буквами на квитанциях ЖКХ. Еще - повысить ответственность и сделать ее наступление неотвратимым. Считаю также, что нарушение покоя и тишины (строительными работами, например) - не повод отвлекать полицию от действительно серьезных происшествий. Возможно, контроль за исполнением закона и привлечением к ответственности должен быть возложен на иные ведомства.

Тамара Касьянова, юрист, управляющий партнер компании "2К":

Если, например, в Швейцарии случай злостного нарушения тишины в многоквартирном доме грозит жителю выселением из него и все ведут себя тихо и законопослушно, то в России ситуация по-прежнему остается довольно дикой - граждане привыкли не уважать соседей и закон. Этому способствует и то, что власти сами его частенько не уважают, отсюда возникает знаменитый российский правовой нигилизм. Например, когда в Москве летом меняли плитку, то строители, видимо, не успевали к обозначенному сроку и продолжали работать отбойными молотками в ряде районов до часа ночи. Местные жители вынуждены были выходить на улицу и скандалить, прораб неизменно отвечал: это распоряжение руководства, жалуйтесь. Далеко не все граждане имеют привычку отстаивать свои законные права, поэтому во многих случаях их возмущение от шума остается всего лишь возмущением.

Ни один закон не сможет научить людей по-настоящему уважать друг друга. Этому учит жизнь. Поэтому нельзя говорить, что "закон о тишине" несовершенен, поскольку не может исключить дневной шум от капитального ремонта на протяжении многих дней или многочасовой ночной плач ребенка. Людям нужно научиться договариваться друг с другом.