03.03.2016 10:24
    Поделиться

    В цехах Красноярского ГХК решают задачи нового "Атомного проекта"

    Вдали от Москвы и прочих мировых столиц, в атомграде Железногорск на берегу Енисея, в наши дни подбирают ключи к сверхзадаче, которую сформулировал еще академик Курчатов - сделать атомную энергетику замкнутым производством, а новое топливо получать из того, что уже было использовано.

    Руководитель Атомного проекта СССР изложил свое понимание и свою мечту публично - с трибуны ХХ cъезда КПСС, который проходил 60 лет назад, в феврале 1956-го.

    "Есть условия, в которых новое ядерное топливо образуется в больших количествах, чем количество сгоравшего в цепном процессе исходного ядерного топлива, - максимально простым и доступным языком объяснял академик. - Получается как бы так, что сожжешь в топке уголь, а выгребешь вместе с золой еще больше угля".

    Тогда же с легкой руки Игоря Васильевича Курчатова из научного оборота в обыденный перешло понятие "расширенное воспроизводство". То есть получение ядерного топлива из тех самых "золы" и "угля", а другими словами - из остаточного урана и наработанного плутония, что образуются в действующем реакторе.

    Незадолго до этого в нашей стране пустили первый ТОКАМАК - как тогда казалось, прообраз будущей термоядерной электростанции. А в 54-м в Обнинске - не прообраз, а вполне работоспособный энергоблок АЭС мощностью 5 мегаватт. Воодушевленный успехами, академик Курчатов ставил себе и коллегам все более сложные задачи.

    "В текущем пятилетии, - сохранила стенограмма его слова, - намечено построить до 10 типов атомных реакторов электрической мощностью 50-200 тыс. кВт каждый. Будут построены реакторы на быстрых и медленных нейтронах, на нейтронах промежуточных энергий, с замедлителями из графита, бериллия, тяжелой и простой воды, с газовым, водяным и металлическим охлаждением. Будет построен мощный реактор с использованием тория...".

    Не все из этих планов удалось воплотить при жизни Игоря Васильевича - в феврале 1960-го Главного атомщика не стало. И многие научные, технологические вопросы, если они не были связаны напрямую с военным атомом, стали откровенно пробуксовывать, отодвигаться, уходить на третий-пятый план. И, соответственно, финансироваться по остаточному принципу. Или - не поддерживаться вовсе.

    Так получилось и с идеей замкнутого топливного цикла в ядерной энергетике.

    И только минувшей осенью, в год 70-летия российской атомной отрасли, появился свет в конце тоннеля: на Горно-химическом комбинате в Красноярском крае запущено инновационное производство так называемого МОКС-топлива. И там же создается демонстрационный центр, который призван доказать технологическую реализуемость, экономическую целесообразность и экологическую приемлемость регенерации облученного ядерного топлива.

    Выстроенная на площадях Красноярского ГХК технологическая цепочка нового поколения обеспечивает полный цикл работ с отработавшим ядерным топливом. Она предусматривает доставку ОЯТ, безопасное хранение (создан комплекс "сухих" хранилищ), радиохимическую переработку и, что самое важное, производство из регенерированного урана и плутония нового ядерного "горючего" - тепловыделяющих сборок МОКС-топлива для энергетических реакторов на быстрых нейтронах типа БН-800, что недавно введен в эксплуатацию на Белоярской АЭС.

    Подобный промышленный комплекс - первый в структуре "Росатома" и единственный в мире. Под толщей енисейских скал, в подземных выработках-цехах Красноярского Горно-химического комбината сегодня решают задачи нового "Атомного проекта". И эти задачи сопоставимы по важности с разработкой технологий на заре атомной энергетики, убежден наш коллега, известный журналист, писатель и сценарист Владимир Губарев, который побывал недавно в атомном подземелье Красноярского ГХК. О том, что он увидел, с кем встречался и чем был по-настоящему удивлен - 18 марта в специальном выпуске "Наука и технологии".

    Наша справка

    Новый подземный завод в Железногорске: для чего и почему?

    Объект расположен в подгорной части Горно-химического комбината на глубине более двухсот метров. Производство создавалось с 2011-го по 2015-й год с привлечением ведущих институтов и предприятий госкорпорации "Росатом". Инвестиции в создание производства МОКС-топлива на Горно-химическом комбинате обеспечены Федеральной целевой программой "Ядерные энерготехнологии нового поколения". Реализация этой ФЦП отражает стремление России к созданию технологической платформы атомной энергетики нового поколения.

    Поделиться