Новости

03.03.2016 22:40
Рубрика: Происшествия

Обломки тайны

Поможет ли расследованию исчезновения Boeing 777 новая находка?
Неподалеку от побережья Мозамбика обнаружен еще один фрагмент пропавшего два года назад Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines. "РГ" попросила прокомментировать важную находку эксперта - генерального директора Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергея Мельниченко.
Найденный ранее обломок крыла Boeing 777 успел покрыться ракушками, а новый фрагмент абсолютно чист. Фото: REUTERS Найденный ранее обломок крыла Boeing 777 успел покрыться ракушками, а новый фрагмент абсолютно чист. Фото: REUTERS
Найденный ранее обломок крыла Boeing 777 успел покрыться ракушками, а новый фрагмент абсолютно чист. Фото: REUTERS

Сергей Александрович, расскажите, что за обломок?

Сергей Мельниченко: Найдена часть правого горизонтального стабилизатора Boeing 777. Она продрейфовала 6000 километров от того места, где ведутся поиски.

Это шанс раскрыть тайну пропавшего самолета?

Сергей Мельниченко: Малайзия и Австралия готовы к изучению находки. Однако и Национальный совет по безопасности на транспорте Малайзии, и их австралийские коллеги пока воздерживаются от каких-либо комментариев. Очевидно, для положительного или отрицательного ответа нужно будет изучить в том числе историю обнаружения данного фрагмента.

Здесь что-то смущает?

Сергей Мельниченко: Несколько месяцев назад американец Блейн Гибсон, интересующийся всем, что касается исчезнувшего самолета, встречается с австралийской специалисткой-океанографом, изучающей течения мирового океана. Она говорит Гибсону, что обломки самолета следует искать в районе острова Реюньон (там, где до этого уже был найден флаперон - деталь крыла) на побережье Мадагаскара и разделяющем этот остров и африканский континент Мозамбикском проливе. Гибсон летит в Мозамбик, нанимает лодку и плывет к песчаной косе, рядом с которой... находит обломок. И происходит это буквально за неделю до второй годовщины исчезновения лайнера.

Чудесное совпадение?

Сергей Мельниченко: Бывает и так. Но важная деталь: найденный ранее флаперон успел покрыться ракушками, а новый фрагмент треугольной формы абсолютно чист. Хотя дрейфовал намного дольше. Не исключено, конечно, что за время путешествия он долгое время "терся" о песок. Но этому пока нет ни подтверждения, ни опровержения. С другой стороны, ни один Boeing 777 за все время эксплуатации не исчезал, как это произошло с рейсом MH370. И находка опять связана с правым бортом! Как и обнаруженный флаперон. Возможно, при столкновении с водой самолет был накренен вправо.

Ни современные технологии поиска, ни суперкомпьютеры не могут ответить на вопрос: как и где закончился рейс MH370. На поисковую операцию уже затрачено более 130 миллионов долларов, но разгадка тайны не приблизилась ни на фут. Австралийские расследователи готовы вновь предположить, что самолетом в последние минуты полета все-таки кто-то управлял.

Опять версии, связанные с саботажем или терактом?

Сергей Мельниченко: До сих пор расследование склонялось к тому, что самолет следовал на автопилоте, а пилоты были либо без сознания, либо мертвы. После выработки топлива самолет плавно спланировал на поверхность океана и потом затонул. Поэтому не осталось следов. Теперь руководитель расследователей с австралийской стороны Мартин Долан полагает, что если за штурвалом все-таки кто-то находился, то место падения может отличаться от того, которое было просчитано специалистами. Хотя дуга, по которой мог двигаться самолет, сомнений не вызывает.

А вот недавно появилось сообщение, что капитан рейса Захария Ахмад Шах жив и лечится в одной из больниц Тайваня. Ложь?

Сергей Мельниченко: Как известно, при неопределенности или информационном вакууме начинают плодиться небылицы. Этот слух был мгновенно опровергнут, как не соответствующий действительности, министром транспорта Малайзии.

Поиски могут прекратиться к началу лета?

Сергей Мельниченко: Да, называется такой срок. Но будет ли к этому времени раскрыта тайна Boeing 777? В истории известны с десяток случаев, когда не было обнаружено ни тел, ни обломков. Один из последних - в мае 2003 года из аэропорта в Луанде был угнан Boeing 727-223. Но на борту не было пассажиров. Самолет без связи и диспетчерского разрешения вырулил на ВПП, взлетел и удалился в юго-западном направлении. Больше его никто не видел.

Справка "РГ"

В ночь на 8 марта 2014 года Boeing 777-200, совершавший рейс MH370 из Куала-Лумпура в Пекин с 227 пассажирами, в том числе туристом из России, и 12 членами экипажа на борту, пропал с экранов радаров. Предполагается, что самолет потерпел катастрофу в южной части Индийского океана.