03.03.2016 12:07
    Поделиться

    В столице Киргизии предложили создать черный список перевозчиков

    Жители Бишкека просят горсовет наказывать водителей маршрутных такси за некорректное поведение.

    Хозяева дорог

    Так уж сложилось, что основной вид общественного транспорта в Бишкеке - маршрутки. По официальной информации, в столице зарегистрировано более полутора тысяч микроавтобусов, занятых перевозкой пассажиров.

    Только за последний месяц на телефон "горячей линии" мэрии Бишкека поступило больше сотни жалоб на грубость водителей "бусов", грязь в салонах, нарушения правил дорожного движения (ПДД), отклонения от маршрутов. Не меньше людей возмущает громкая музыка в салоне, проезд остановок, курение или постоянные разговоры шофера по телефону. В погоне за очередным пассажиром маршрутки нередко обгоняют друг друга, нарушая скоростной режим. Сделать замечание - себе дороже. В ответ можно услышать много "приятных" слов. По этой причине горожане предлагают муниципалитету создать "черный список" водителей, фигурантов которого не будут принимать на работу, связанную с обслуживанием пассажиров.

    "Частенько приходится ездить в маршрутках, но такого ужаса, который случился на днях, еще не испытывала. За рулем "бусика" был молодой человек. Едва пассажиры успели зайти в салон, он рванул с места так резко, что мы едва не попадали. На следующей остановке он врезался в бордюр, хорошо, что люди стояли чуть дальше. На каждом перекрестке мы с замиранием сердца следили за движением встречного автотранспорта, поскольку водитель нашей маршрутки то и дело норовил обогнать другие машины, выехать на чужую полосу. Такое ощущение, что молодой человек никогда не изучал правила движения, а водительские права просто купил или позаимствовал. Не удержалась и сделала ему замечание. В ответ услышала: "Не нравится - сиди дома", - написала в мэрию жительница Бишкека Любовь Белякова.

    В управлении дорожно-патрульной службы ГУВД города Бишкек сообщили, что в течение 2015 года с участием "бусиков" было зарегистрировано свыше 10 тысяч нарушений правил дорожного движения. Погибли четыре человека, 82 получили травмы различной степени тяжести.

    - Водители маршрутных такси видят только деньги и останавливаются в неположенных местах, лишь бы подобрать пассажиров, создавая тем самым аварийные ситуации на дорогах, - рассказала глава ДПС столицы Зумрад Джанабаева. - Беда в том, что владельцы автотранспортных предприятий, за которыми закреплены маршруты, не несут никакой ответственности ни за техническое состояние автомобиля, ни тем более за поведение водителя. Ну, уволят его за грубость, он устроится в другом месте.

    Кстати сказать, в прошлом году доведенная до отчаяния жительница Бишкека Жибек Орозбекова подала в суд на правительство за "бардак в маршрутках". К сожалению, слуги Фемиды долгое время не могли вынести решения по этому поводу, а потом и вовсе отказали Орозбековой в иске.

    Стучит, гремит, отваливается

    О техническом состоянии микроавтобусов, занимающихся пассажирскими перевозками, нужно вести отдельный разговор. К тем, кто занимается извозом на дальние расстояния, особых претензий нет, чего нельзя сказать о городских "бусах".

    Согласно существующим требованиям, каждый год автотранспортные средства, которые осуществляют перевозку пассажиров, обязаны проходить технический осмотр. Если раньше этим занималось специальное подразделение ДПС, то сейчас проверяют техническое состояние исключительно на частных станциях техобслуживания. Как там проходит эта процедура, можно судить по состоянию частного автотранспорта, работающего на маршрутах.

    По данным ДПС УВД столицы, в прошлом году 60 ДТП произошло по причине плохого технического состояния маршруток.

    - Не надо вдаваться в подробности состояния двигателя или каких-то других деталей, достаточно просто заглянуть в салон, - пояснила глава общества защиты потребителей "Бишкек" Лариса Якубенко. - Грязные сиденья, на которые просто страшно садиться. Причем не только из-за их санитарного состояния, а просто потому, что это сделать физически невозможно даже ребенку. Расстояние между рядами кресел очень маленькое. Между тем, согласно техническом регламентам, оно должно быть таким, чтобы любой мог свободно занять место.

    Кстати, о технических регламентах. Они действительно существуют и утверждены были еще в 1999 году. В них также оговорено максимальное число пассажиров, которое может перевозить та или иная марка микроавтобуса. Однако исполнение регламентов никто не контролирует. Вот и катаются по Бишкеку "бусы", забитые под завязку.

    Как-то ДПС попыталась материально наказывать водителей за "перегруз", но последние устроили забастовку. Многие горожане в тот день не смогли попасть на работу. Властям были выдвинуты требования повысить оплату за проезд и отменить штрафы. В срочном порядке пришлось искать компромисс. В итоге стоимость проезда осталась прежней, но санкции пришлось отменить.

    Вдобавок ко всем имеющимся грехам для некоторых перевозчиков давно стало нормой отклоняться от утвержденных мэрией маршрутов. Особенно часто они этим грешат зимой.

    Сами виноваты

    Между тем водители маршрутных такси, узнав об инициативе горожан создать "черный список", предложили последним "посмотреть сначала на себя".

    - Я не оправдываю коллег, да и большинство замечаний в наш адрес оправдано, но попробуйте поработать на нашем месте, прежде чем всех собак на нас вешать, - посетовал в беседе с корреспондентом "РГ" водитель "буса" Бакыт, обслуживающий маршрут номер 344. - Люди без спроса выскакивают из машины, когда я останавливаюсь на красный сигнал светофора. Им, видите ли, так удобней. Или выйдет и дверь не закроет. Да и хамства с грубостью у самих пассажиров хватает. Или попробуйте совладать с группой пьяных подростков, которые решили просто прокатиться. Почему о наших проблемах никто не говорит?

    Больше всего водителей возмущает, когда горожане, зайдя в транспортное средство, толпятся у дверей, не желая проходить внутрь салона, или просят остановиться в неположенном месте. Некоторые шоферы придумали для своих клиентов памятки: "Где-то здесь не останавливаю", "Тише скажешь - дальше выйдешь", "Дверью хлопают только ослы" и тому подобное.

    Есть ответ у водителей и на претензии дорожно-патрульной службы. В районах крупных торговых центров и рынков подъехать к обозначенной остановке автотранспорта, чтобы высадить пассажиров, практически невозможно из-за припаркованных частных такси. Владельцы микроавтобусов недоумевают, почему сотрудники ДПС в упор не замечают этого безобразия.

    Немало замечаний и к городской администрации. Ведь прежде чем требовать соблюдения правил дорожного движения, нужно, наверное, привести в порядок сами дороги. Или, на худой конец, хоть разметку сделать.

    Справка "РГ"

    Согласно информации мэрии города Бишкек, в 2017 году большинство микроавтобусов заменят на автобусы большой вместимости.

    Поделиться