03.03.2016 18:34
    Поделиться

    США передали РФ украденные в российских архивах ценности

    Похищенные ценности вернулись в Россию
    В резиденции посла США в Москве прошла церемония передачи украденных в российских архивах в 90-е годы ценностей. Среди них автографы Петра Первого и Иосифа Сталина.

    Десять из 28 - с подписями монарших особ - часть криминального улова антиквара Владимира Файнберга, которому удалось вывезти за рубеж около 700 документов на сумму 24 миллиона долларов. Среди украденного -  подлинные высочайшие повеления по придворному ведомству за XVIII-XIX вв, а также подлинные высочайшие повеления и императорские указы Капитулу орденов за 1797-1917 гг, где речь идет о пожаловании наградами чинов различных ведомств. Те, что сейчас вернули, были обнаружены во время интернет-аукционов сотрудниками следственной службы министерства внутренней безопасности Соединенных штатов. Это ценности из трех федеральных государственных архивов - Российского государственного исторического архива (РГИА), Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) и Российского государственного военного архива (РГВА).

    Мы буквально на коленках ползали, рисунки чуть ли не в лупу рассматривали

    Санкции санкциями, а культурное сотрудничество с США идет своим ходом: под щелканье фотокамер акт передачи-приемки подписали посол США Джон Теффт и директор департамента науки и образования министерства культуры России Александра Аракелова. Вернувшиеся в страну артефакты бесценны. Они внесены в госреестр уникальных документов России. В основном современного формата А4, они выложены на голубую суконную скатерть огромного стола в зале приемов Спасо-хауса. Чтобы легче было разобраться в витиеватом полууставе указов начала 18 века, их увеличенные копии поставили на мольберты. И тогда появилась возможность узнать, что при Павле Первом коллежский советник Петр Чижов получал тысячу рублей в год, а ученик золотых дел Яков Гамов - всего 10. Впрочем, по тем временам и это было не так уж мало. В документах есть сведения и о карьерном росте знаменитого министра иностранных дел Нессельроде. А так же подробности биографии прибалтийского барона Мирбаха, ставшего волей Анны Иоанновны камер-юнкером.

    Приглядевшись внимательнее, можно заметить, что в отличие от императрицы Анны Иоанновны и императора Павла Первого, которые подписывались именами, Петр Великий под своим указом о выплатах содержания иноземным офицерам на российской службе проставил только сокращенное "Перв.(ый)".

    Комментируя возвращение в РГАЛИ 17 авангардных рисунков из личного фонда Якова Чернихова, директор архива Татьяна Горяева заметила, что это уже не первый случай, когда такое происходит совместными усилиями российских и зарубежных фондов и служб: "Девять рисунков были выставлены на аукционе Кристи, они были моментально сняты с торгов, а покупателю вернули деньги. Это магическое чудо: документы, распыленные и разобщенные по разным причинам по всему миру, возвращаются домой".

    К слову, когда рисунки попали на аукцион, и обнаружилось, что в архиве хранится что-то другое, стали выяснять, какие из документов поддельные. В этом принимала участие Галина Хабибулина, начальник отдела обеспечения сохранности и государственного учета документов управления организации архивных услуг Росархива. "Мы буквально на коленках ползали с представителем Росохранкультуры Александром Подмазо, чуть ли не в лупу рассматривали эти рисунки, - рассказала она "РГ". - Увидеть подлог было достаточно сложно, потому что в основном это архитектурные проекты - многочисленные здания с маленькими оконцами и множеством деталей. Надо было, зная, что на подлиннике, условно говоря, 19 окошечек, увидеть, что на подделке 17. На самом деле, муляжи хранились в личном фонде Чернихова, поэтому когда проходила проверка наличия, было сложно обнаружить, что подлинники утрачены. Окончательно кража подтвердилась лишь, когда фонд отдали на микрофильмирование. И определил это родственник самого Чернихова. Подделку же, безусловно, делали не без участия специалиста-художника".

    Дружественная межкультурная акция в Спасо-хаусе завершилась шампанским, к которому подали маленькие блинчики, как никак, а на пороге Русская масленица.

    Поделиться