При одном ее имени на лица обязательно набегают улыбки: прелестная толстушка-хохотушка всем полюбилась, едва появившись на экране. Это было в "Двенадцати стульях" Леонида Гайдая, где Крачковская сыграла мадам Грицацуеву. Определение неточно: она там совсем не была хохотушкой - зато уж как хохотали мы в зале, как веселились, как хорошо становилось на душе! У еще не ведомой никому актрисы был дар казаться одновременно и неприступной, и свойской, и только капризный изгиб губ предательски подрагивал - как бы нам подмигивал. Она была прирожденной эксцентрической дивой, и хотя число сыгранных ею ролей приближается к сотне, я думаю, кино все-таки не дало ей реализоваться сполна: она там была типичной актрисой эпизода. В лучшем случае - "ролей второго плана". Для главных ролей, по канонам нашего кино, она обладала слишком яркой фактурой, хотя мало кто умел так претворить эту фактуру в свое достоинство, в свою актерскую уникальность и свою женскую неотразимость.
Самое смешное, что, прирожденная актриса, она не была таковой по образованию. Мечтала об этой стезе, даже поступала на курс к знаменитому мхатовцу Владимиру Белокурову, но жизнь распорядилась по-своему и на самом старте поставила подножку: после автокатастрофы будущая дива едва не лишилась зрения. Она все равно прикипела к кино и снималась в бессловесных ролях - таких крошечных, что даже имя исполнительницы не значилось в титрах. Но только спустя годы, уже супругой звукооператора Владимира Крачковского, совершенно случайно попала в "настоящие актрисы". Леонид Гайдай на роль Грицацуевой долго искал артистку, похожую на жену звукооператора, и в конце концов махнул рукой, решил попробовать не копию, а оригинал. Сыгранная Крачковской корпулентная Грицацуева оказалась в фильме одной из самых колоритных фигур, она запоминалась едва ли не больше, чем сам Остап Бендер. Ее было, как говорят, "много", и это несомненно была та самая "знойная женщина, мечта поэта".
С той поры Крачковскую стали активно снимать везде, где фильму нужна была "изюминка". И прежде всего, открывший новую звезду Гайдай - она появилась у него в комедиях "Иван Васильевич меняет профессию" в роли грозной жены управдома Бунши, "Инкогнито из Петербурга" - в роли гостьи городничего, "На Дерибасовской хорошая погода..." опять же в крошечном, но колоритном эпизоде. Мастер "малой формы", она много снималась в телесериалах и телешоу, в киножурналах "Фитиль" и "Ералаш". А больше всех актрису снимала Алла Сурикова: в картинах "Суета сует", "Будьте моим мужем", "Чокнутые", "Дети понедельника", "Человек с бульвара Капуцинов", "Московские каникулы". "Шесть фильмов - это, можно сказать, половина кинобиографии!", - говорит Алла Сурикова.
- 2 марта, как раз накануне трагического события, у меня брали интервью для телевидения, - рассказывает Сурикова. - Я, конечно, уже знала, что Наташа в больнице, и на камеру попросила ее скорее выздоравливать, потому что вот у меня на стенке висят фотографии актеров, утвержденных на мой новый фильм, и среди них - Наталья Крачковская... Ее все считали только эксцентрической актрисой, и когда я впервые пригласила ее в лирический фильм "Суета сует" по сценарию Эмиля Брагинского, то все удивлялись: это же актриса Гайдая! Но Наташа сыграла так мило, так нежно и очаровательно, что поначалу сопротивлявшийся Брагинский был абсолютно сражен ее талантом. И больше мы не расставались, и близкие называли Крачковскую моим "самым главным талисманом". Мы сдружились, много ездили по стране, она обязательно участвовала в моих фестивалях "Улыбнись, Россия!", не раз меня лечила и буквально спасала. Мы были вместе, даже когда наше кино в начале 90-х практически перестало существовать - снималась только реклама. И мы с ней делали рекламный сериал для некоей фирмы под названием, кажется, "Пост-шоп". Получился такой рекламный мюзикл, и там ликующе пели "Мы в шопе, мы в шопе!". И Наташа в нем снялась вместе со своей огромной лохматой черной собакой - как всегда, весело и с полной отдачей...
Актерское счастье неблагодарное, непрочное, капризное. Но после просверкнувшей жизни одной из лучших наших характерных "актрис эпизода" остаются фильмы и роли, блестками рассыпанные по всему нашему кино второй половины века. Остается в памяти ее добродушная улыбка, действительно, подобно талисману, оберегавшая нас от национальных недугов - хандры и апатии. И точно также кинематографу верен ее сын, которым она всегда по праву гордилась: Василий пошел по стопам отца и стал одним из лучших российских звукооператоров.