04.03.2016 00:23
    Поделиться

    93-летний Шерлок Холмс вновь раскроет убийство

    Кино с Александром Нечаевым

    "Мистер Холмс", режиссер Билл Кондон.

    Английская глубинка, 1947 год. Давно переехавший сюда 93-летний Шерлок Холмс (Иэн Маккелен) разводит пчел, подтрунивает над очередной домработницей, поначалу вяло, а затем со все большей охотой пытается поладить с ее десятилетним сыном и постоянно борется с маразмом - маразм медленно, но верно побеждает. Тридцать лет назад он оставил детективную практику после одного не вполне удавшегося расследования, однако что это было за расследование и в чем конкретно заключался его провал, Холмс толком не помнит, хотя при каждом удобном случае употребляет только что собственноручно привезенный из Японии корень ясеня - чудодейственное средство, которое якобы улучшает память. Наметившаяся дружба с сыном домработницы, который находит среди бумаг старика начало детективного рассказа о том самом деле 30-летней давности, побуждает экс-сыщика собраться с силами и все-таки восстановить в памяти важные события, в корне изменившие его жизнь.

    Обширная галерея Шерлоков Холмсов, которые в наши дни одновременно обитают и в большом кино, и на телевидении, предлагает взглянуть на знаменитого сыщика, давно уже превратившегося не столько в персонажа, сколько в архетип, с самых разных точек зрения. Где-то это ироничная ревизия ("Шерлок" с Бенедиктом Камбербатчем), где-то откровенная буффонада в декорациях бульварного викторианского романа (картины Гая Ричи), где-то детсадовский постмодерн с игрой в перемену полов (сериал "Элементарно"). "Мистер Холмс" Билла Кондона не столько пытается встроиться в этот ряд в числе очередной вариации на знакомую тему, сколько в меру сил становится мини-путеводителем по богатому миру холмсовских воплощений. Давнишнее расследование, которое врывается в повествование постоянными флэшбеками, снято в стиле самой что ни на есть академической экранизации Конан Дойля. При этом контекст, в который помещен этот детектив - рассказчик сначала не может вспомнить вообще ничего, а затем путается, кто здесь жертва, а кто преступник - подсвечивает эту академичность изрядной долей иронии. Сама детективная линия лишь с натяжкой может быть названа страшно увлекательной, но тут никто и не делает вид, что "холмсиана" до сих пор кому-то интересна из-за вопроса "кто убийца?". Для того, чтобы подчеркнуть эту сторону киновоплощений Холмса режиссер добавляет в повествование совсем уж псевдодективную линию с путешествием пожилого Шерлока в Японию, которая оборачивается не детективом, а сентиментальной мелодрамой. В конечном счете именно ей становится и весь фильм целиком, что, впрочем, не мешает ему между делом остроумно порассуждать и о других краеугольных камнях холмсовской мифологии - взаимоотношениях "реальности" и "вымысла" (Ватсон, о котором тут лишь вспоминают, как водится, многое приукрасил) и "прототипа" с "оригиналом". Холмс Кондона знает, что превратился в объект поп-культуры, и в какой-то момент даже обнаруживает себя в кресле кинотеатра, где идет фильм о нем самом.

    Что до сентиментальной мелодрамы, то тем удивительней, что относительная сложность устройства не мешает картине удержать человеческую интонацию. Ближе к финалу "Мистер Холмс" немного выдыхается, но в последние минуты как и ее главный герой неожиданно находит силы подняться и поговорить со зрителем о самых простых, банальных, но, в сущности, самых главных вещах. Тот нечастый в наши дни случай, когда постмодернистская конструкция оказывается не бездушным механизмом и парадом симулякров, а неглупым гуманистическим высказыванием.

    Поделиться