В 1996 году был принят закон "Об основах туристской деятельности", который ввел обязательно страхование ответственности туроператоров перед туристами. По этому закону, если туроператор разорится, лишится лицензии или по другим причинам не сможет исполнить свои обязательства, деньги туристам вернет страховая компания. Однако, как показала практика, этого механизма оказалось недостаточно, чтобы защитить граждан от финансовых рисков, связанных с турпоездками.
Согласно новому закону, на базе Ассоциации Турпомощь, которая объединяет туроператоров в сфере выездного туризма, создается 2 фонда: фонд персональной ответственности туроператоров и резервный фонд. В эти фонды туроператоры должны делать ежегодные взносы.
Взнос туроператора в фонд персональной ответственности составляет 1% от общей стоимости проданных в предыдущем году заграничных туров.
Размер взносов в резервный фонд зависит от турпотока каждого конкретного туроператора и общей стоимости проданных путевок - от 50 до 500 тысяч рублей в год.
При этом не отменяется существующий сегодня механизм банковской гарантии или страхования ответственности туроператора. В законе сказано: если туроператор не может выполнить свои финансовые обязательства перед туристами, они имеют право вернуть деньги, обратившись в страховую компанию. Если денег у страховой компании не хватит, подключается фонд персональной ответственности.
Средства из резервного фонда задействуются лишь для оказания экстренной помощи туристам, находящимся за пределами территории Российской Федерации.
Закон об обязательных взносах в фонды ассоциации Турпомощь вступит в силу 1 января 2017 года.