07.03.2016 12:39
    Поделиться

    Классический образ русской литературы в творчестве братьев Коэн

    Совсем недавно на экраны вышла новая комедия великих братьев Коэн - "Да здравствует Цезарь!" Картина получилась, может быть, и не лучшей в фильмографии знаменитого американского дуэта. Зато одним из самых ярких и обаятельных в их карьере получился главный герой в исполнении Джоша Бролина, который воплощает любимый братьями - известными литературоцентристами и поклонниками русской книжной классики - образ "маленького человека". По этому поводу "Кинократия" напоминает о других коэновских "маленьких людях".

    Эдди Мэнникс, "Да здравствует Цезарь!"

    Мэнникс - взаправду живший голливудский "фиксер". Его история, по словам закадрового рассказчика, пишется "не словами, а ослепительным светом". Почему - понятно. Эдди трудится (правильнее сказать, пашет) на изнурительной работе, вынужден печься о капризных звездах, ежедневно решает бесчисленные проблемы - но не унывает. Помогает ему внутренний голос, подсказывающий, что именно этот - мягко говоря, непростой - путь выбран правильно. При желании в Мэнниксе - регулярно искушаемом, но превозмогающем все искушения - можно увидеть почти святого. И эта житейская "святость" "маленькому человеку" - пусть не гоголевскому и не достоевскому - очень, конечно же, свойствена.

    Мардж Гандерсон, "Фарго"

    Криминальный триллер (или черная комедия - тут уж все зависит от того, под каким углом смотреть) "Фарго" многими критиками считается лучшей коэновской лентой. И, хотя по-настоящему главного героя в нем нет (экранное время примерно поровну распределено сразу между несколькими), нельзя не обратить внимание на Мардж Гандерсон - женщину-полицейского, честную трудягу с принципами и борца за справедливость. Коэны не скрывают, что особенно любят таких персонажей, а в концовке проводят явную параллель с популярнейшим романом Льва Николаевича Толстого: если коллективно плетущая интриги семья Лундегаард - этакие Каренины, то Гандерсоны - самые настоящие Левины.

    Эд Крейн, "Человек, которого не было"

    С Эдом Крейном - ситуация посложнее. Он, конечно, скорее антигерой, нежели герой. Убийца и шантажист. Однако Коэны не только наказывают Эда, но и - с их порой парадоксальным гуманизмом - де-факто выписывают ему индульгенцию. Хотя бы за то, что жизнь поставила его в не самые приятное положение, заставив работать парикмахером и страдать от рутины - в то время как окружающие его легкомысленные люди получали от судьбы все и сразу. Собственно, попытка из этой рутины вырваться и сделала Эда уголовником. Кстати, в основе "Человека" - экзистенциализм Сартра и Камю. Надо ли напоминать, что на него самым непосредственным образом повлиял еще один великий русский романист - Федор Михайлович Достоевский?

    Джеффри Лебовски, "Большой Лебовски"

    Полюбившийся миллионам Чувак, благодаря которому Коэны стали настоящими суперзвездами мирового кино, - один из самых ироничных героев братского тандема. Но и его вполне можно отнести к категории "маленьких людей". Джефф Лебовски, правда, не страдает и не мучается, а вполне себе радуется жизни - выпивает, играет в боулинг и слушает кассеты рок-н-ролльной группы Creedance Clearwater Revival. Но и ему от фортуны достается - и достается весьма крепко. Впрочем, Чувак на то и Чувак, что любые невзгоды встречает стоически. И за это любим своими создателями, которые готовы простить ему мелкие грешки и от по-доброму посмеяться над его абсурдными приключениями.

    Ларри Гопник, "Серьезный человек"

    "Серьезный человек" - наверное, один из самых неоднозначных фильмов Коэнов. Во многом из-за автобиографичности, во многом - из-за того, что может быть не слишком понят теми, кто неважно разбирается в культурных и социальных обычаях американских евреев. Однако не проникнуться симпатией к главному герою - университетскому профессору Ларри Гопнику - пожалуй, невозможно. Персонажа Майкла Сталберга - как и полагается "маленькому человеку" - с пугающей частотой настигают разного рода напасти и просто неудачи разного масштаба. Заканчивается все - нетипично для братьев - совсем уж мрачно. Но не без их фирменного висельного юмора вперемешку с катарсисом.

    Льюин Дэвис, "Внутри Льюина Дэвиса"

    Эта музыкальная драма в творчестве Коэнов стоит особняком, будучи, пожалуй, одним из наиболее многослойных их произведений. С одной стороны, это - псевдобайопик известного в достаточно узких кругах фолк-исполнителя Дэйва Ван Ронка. С другой - вольная экранизация гомеровской "Одиссеи". И все - в форме блистательной - смешной и грустной до слез - трагикомедии с главным героем, снова явно импортированным из нашей литературы. У певца и гитариста Льюина Дэвиса - полный набор негативных качеств, от сварливости до откровенной мизантропии, но это не мешает испытывать к нему жалость - не снисходительно-презрительную, а абсолютно искреннюю. Потому, что он по-настоящему талантлив и несчастен.

    Поделиться