"РГ" побывала на горнолыжном курорте "Масикрен" в Северной Корее

"Когда начинали строить, то в этих местах вообще ничего не было - ни деревень, ни дорог, ничего, а теперь смотрите сами", - сказал наш водитель, когда мы свернули со скоростного шоссе и проехали под вывеской с надписью "Добро пожаловать в горнолыжный курорт Масикрен!".

Перед нами развернулся пейзаж, который скорее ожидаешь увидеть на горнолыжных курортах Швейцарии, Франции или Италии: несколько корпусов гостиниц, снующие кабины и скамейки фуникулеров-подъемников, длинные спуски трасс различной сложности, по которым "слетали" лыжники, оживленные люди, предвкушающие удовольствие от спуска с горы и, конечно же, праздничная музыка, создающая атмосферу отдыха и веселья. О том, что мы находились в Северной Корее, напоминало лишь то, что на большом электронном экране перед главным подъемником демонстрировались видеоклипы с выступлениями не западных поп-звезд, а девушки из северокорейского ансамбля "Ынхасу" либо кадры из каких-либо патриотических фильмов.

Этот курорт, наверное, можно по праву назвать одной из главных "визиток" лидера КНДР Ким Чен Ына. Он расположен в живописной местности в провинции Канвон в 180 км к востоку от Пхеньяна, в 20 км от прибрежного города Вонсан. Ким Чен Ын задумал курорт, постоянно приезжал контролировать процесс возведения инфраструктуры, он же первым проверил то, что получилось - от самих склонов и подъемников до номеров в гостинице и пунктов по прокату снаряжения. Трудно сказать, что именно подвигло вождя КНДР на создание такого необычного для Северной Кореи места - воспоминания о годах учебы в Швейцарии, желание ознакомить народ с этим видом спорта или что-то еще - но, как признали и мои гиды: "Да, все это задумка нашего руководителя".

"Со скоростью Масика"

Путешествуя по Северной Корее, неоднократно доводилось слышать от гидов сказанные с гордостью слова о том, что тот или иной крупный объект был возведен в "рекордно короткие сроки". Именно это можно сказать про Масикрен (Масикрен в переводе означает "Перевал Масик", правильнее было бы произносить Масиннен, но из-за транслитерации на английский в зарубежных СМИ больше прижилось "Масикеен" - прим. "РГ").

Весь комплекс начали строить в 2013 году. Уже через 100 дней после начала строительства объект был готов на 85%. Стройка превратилась в общенациональную кампанию: ее широко освещали местные СМИ, строители трудились день и ночь, поддержать их работу приезжали известные артисты и музыкальные коллективы КНДР, из самых разных мест "бойцам Масикрена" отправляли подарки (одежда, еда, письма от детей и школьников и пр.), навещали с инспекциями представители высшего руководства, включая лидера страны. Когда казалось, что объект уже почти готов, вмешалась непогода: летом сильные дожди и последовавшие оползни смыли часть созданного. Тем не менее Масикрен ввели в строй в самом конце 2013 года, потратив менее года на его создание. В КНДР в этой связи даже появилось официальное выражение "со скоростью Масика", имея в виду быстрые темпы строительства.

В КНДР появился первый в истории горнолыжный курорт, оснащенный всем необходимым оборудованием, инфраструктурой и способный, как подтвердили ряд побывавших на комплексе иностранных экспертов, принимать состязания международного уровня.

Когда первый блин не комом

О некоторых возможных шероховатостях и проблемах будет сказано позже, но в целом от комплекса осталось впечатление самое хорошее. И это, как говорится, "не на правах рекламы". Если брать горнолыжные спуски, то их 10 - разного уклона, уровня сложности и ширины. Протяженность спусков (согласно схеме комплекса) варьируется от 682 до 5091 м. Общая длина - почти 17 км (16 870 м). Сам же Масикрен занимает общую площадь около 14 млн. м2, что, согласно словам даже южнокорейских СМИ, в четыре раза больше самого крупного аналогичного курорта Южной Кореи Енпхен и в восемь раз крупнее самого большого в Японии. Похоже, что КНДР простроили самый большой горнолыжный курорт в Восточной Азии.

Среди других объектов инфраструктуры - два корпуса гостиницы "Masikryong Hotel" на 250 и 150 номеров соответственно. В гостинице есть бассейн, фитнес-центры, зал электронных игр, помещения для игры в теннис, шахматы, несколько ресторанов и кафе.

По опыту уже не первого пребывания в Северной Корее хочется сказать, что гостиница "Масикрен", наверное, является самой лучшей в КНДР. Она не самая большая, не поражает "золотом и хрусталем", но сделана, пожалуй, именно в том стиле, в котором должна быть гостиница горнолыжного курорта: как в холле, так в ресторане и номерах доминирует отделка деревом или керамическая плитка, гармонирующая с "древесными мотивами", что создает уют и чувство "близости к природе". Не знаю, привлекались ли к созданию известные зарубежные дизайнеры  или северокорейцы сумели все сделать сами, но во всем комплексе гостиницы, даже в самых небольших мелочах, чувствуется рука грамотного дизайнера и декоратора. Со вкусом сделаны номера, уютная отделка коридоров и холла, в различных местах можно встретить напоминающие о горном отдыхе композиции и статуи: то статуя биатлониста, изготовившегося к стрельбе, то фигура скатывающегося со склона лыжника, то мчащиеся гурьбой на лыжах забавные пингвины и прочее. Это не шик и "ослепительный блеск богатства", а именно уютный, качественный отель в горах - так можно сказать про гостиницу "Масикрен". По крайней мере именно это удалось увидеть. Тот случай, когда "первый блин" не получился комом, если говорить про горнолыжный курорт в целом.

Из прочих сопутствующих объектов - несколько ресторанов в пределах комплекса, где также видна работа дизайнеров. Один ресторан сделан в стиле подземной пещеры, в другом аквариум свежей рыбы находится прямо под ногами входящих гостей, позволяя им через прозрачный мостик видеть свои "потенциальные блюда". При желании можно и самому выловить понравившуюся рыбу, но личный опыт данного мероприятия показал, что для этого требуется немалая сноровка. В другом месте можно и шашлыки пожарить, чем при нас с увлечением занимались несколько приехавших сюда на отдых групп северокорейцев.

С ветерком

Желание лично опробовать склоны Масика было, но отсутствие своего снаряжения не давало моему воображению развернуться в том направлении. Однако один из моих гидов твердо сказал: "Сейчас разберемся!" В общем, и здесь было все в порядке. Прокат всего снаряжения необходимого для отдыха снаряжения присутствовал: лыжи, палки, очки, шлемы, ботинки, костюмы, перчатки и прочее. Переглянувшись друг с другом, мой гид и водитель последовали моему примеру, полностью экипировавшись. Свою же "цивильную" одежду можно было оставить в специальной раздевалке. Для прохода на подъемники выдавали магнитные карточки, которые надо было прикладывать для открытия турникетов.

На самих склонах народа было не так много, но несколько десятков человек катались. Судя по лицам и речи, подавляющее большинство из них были именно корейцами. Мне пояснили, что мы приехали в будний день, чем и объясняется отсутствие столпотворения. Вторая причина: буквально несколько дней назад в КНДР была объявлена кампания "70-дневной битвы" по подготовке к 7-му съезду Трудовой партии Кореи. Все коллективы КНДР в этой связи взяли повышенные обязательства, обещая перевыполнением планов встретить съезд, а потому многим корейцам в это время не до отдыха или каникул. "В начале января не было свободных номеров", - отметили в гостинице. Тем не менее народ был, который, впрочем, находился в подавляющем большинстве своем на склоне для начинающих. Все же было заметно, что горные лыжи - новинка для КНДР. Но учились все, как и полагается в таких случаях: шумно, весело, периодически падая и тут же со смехом и визгом вскакивая. Особенно было радостно детворе.

Если на вершину склона для начинающих можно было подняться, встав на резиновую ленту пластиково-резиновой дорожки, то на склон для "экспертов" уже шли привычные подъемники со скамьями на двух человек. Впрочем, как мне потом пояснили, и это был не самый верх. На самый крутой склон, начинающийся у вершины горы Тэхва на высоте 1368 м, уносили закрытые кабины фуникулеров, но в тот день он не был открыт, так как почти все "клиенты" были на склоне для начинающих и лишь единицы забирались на "экспертный".

В итоге в оставшееся время я катался на этом "продвинутом" склоне, где мне компанию составляли в основном молодые ребята из группы инструкторов комплекса, которые с радостным гиканьем слетали вниз, несколько северокорейских девушек-инструкторов, шлифовавших навыки под руководством профессиональной спортсменки. "Обычных" туристов на этом склоне я увидел лишь несколько раз. Но тут надо отдать должное корейцам - учатся они быстро. Мой гид, который, как потом выяснилось, впервые в жизни встал на горные лыжи, в итоге тоже освоил и этот склон. Хотя и не без труда, но он спустился вниз, а затем стал со всей большей уверенностью съезжать и здесь. "После этого склона трасса для начинающих показалась вообще "детским садом", надо бы друзьям сказать, чтобы и они не обращали внимание на кажущуюся крутизну и пытались бы тоже освоить и более сложный склон - там, по крайней мере, скорость можно хорошо почувствовать", - сказал он, признавшись потом, что "получил одно из самых ярких впечатлений в жизни", решив затем приехать сюда уже и с семьей.

Так или иначе атмосфера в целом была такой, которой ждешь от подобного курорта: музыка, веселые люди, смех, постоянные "селфи" или групповые фото "мы на катаемся на лыжах" и прочее.

Оборудование на мировом уровне, а цены?

"Этот комплекс построен как для граждан нашей страны, так и для иностранных гостей. Общее состояние инфраструктуры оценивайте сами, тут мне нечего говорить. Мне кажется, что построили именно на мировом уровне. По крайне мере нам так говорят побывавшие тут зарубежные туристы. Конечно, нам бы хотелось, чтобы курорт стал бы пользоваться международной популярностью, мы всегда рады видеть здесь людей из самых разных стран", - сказал в беседе со мной один из инструкторов Масикрена.

Относительно инфраструктуры действительно я не смог найти того, к чему можно придраться. В номере я целенаправленно проверил всю сантехнику, электроприборы, мебель - все было чистое, новое, работало исправно, ничего "не откручивалось и не падало". То же самое могу сказать и про арендованное снаряжение - жаловаться не пришлось, все было хорошего качества. Номер действительно понравился - с интересными дизайнерскими решениями, уютный и, как уже говорилось, весь в дереве.

По поводу цен объективно сказать можно следующее. Ваш покорный слуга не является большим экспертом по этой части, потому судите сами. Одна ночь в двухместном номере стоила 150 евро. Аренда подъемника на полдня составила 24 доллара. Подъемник + снаряжение (костюм, ботинки, лыжи, палки, очки) обошлись в 51,25 доллара. Кофе в номер, согласно прейскуранту, - 1,2 доллара, круасан - 1,9 долл., спагетти - 7,8 долларов, северокорейское пиво "Тэдонган" - 2,8 долл., российская "Балтика" - 3,5 долл. От различных иностранцев мне довелось слышать разную реакцию. Западные европейцы, как правило, говорили, "дешевле, чем у нас", китайцы же говорили, что "дороговато".

Отмечу, правда, что некоторые цены оставили вопросы. Тот же самый стейк в номер стоил 104,5 долл., бутылка коньяка "Реми Мартин ХО" - 743 долл., 21-летний виски Chivas - 603 долл. Впрочем, "заоблачные" даже для горнолыжной гостиницы цены на дорогое импортное спиртное объяснить можно. Эти товары вообще-то включены в список тех товаров (предметы роскоши), которые ООН запретила поставлять в КНДР. Как попадают "санкционные продукты" в Северную Корею - не знаю, но скорее всего цены объясняются сложностью с их ввозом. Северокорейский алкоголь "в номер" стоил в диапазоне от 19 до 69 долларов (один раз 120 долл.). В ресторанах даже при гостинице все цены заметно дешевле. Тут же отметим, что для граждан КНДР все цены иные - значительно меньше.

Мне удалось разговориться с приехавшим целенаправленно на Масик заядлым любителем горных лыж британцем Питером. "Мне здесь очень нравится. Я люблю кататься, занимаюсь этим давно, но на известных курортах нормальной скорости часто мешает большое количество туристов. Здесь же почти все находятся на склонах для начинающих, а нужные мне профессиональные склоны почти пусты, так что для меня это раздолье", - отметил он. По поводу общей стоимости он сказал: "несколько дешевле, чем на курортах Швейцарии или Франции, а уровень оборудования и гостиница как минимум не хуже". Порадовали его и цены в ресторанах. "В таких местах в Европе за кружку разливного пива я плачу обычно 10-20 евро, здесь - полтора доллара. Я доволен. Я приехал на пять дней и намерен пять дней не снимать лыж. Уверен, что у меня это получится. С учетом отсутствия очередей на нужные мне склоны, мне наверняка удастся покататься больше, чем обычно в Европе", - отметил он.

С китайцами, у которых, возможно, было бы иное мнение по поводу уровня цен, мне пообщаться на курорте не удалось из-за языкового барьера, а потому наш диалог ограничился выяснением, кто откуда приехал и радостными улыбками по поводу впечатлений от катания.

Есть и другое потенциальное ограничение для иностранных туристов, которое объясняется некоторыми особенностями Страны чучхе. Вокруг курорта хватает достопримечательностей: в 20 км от Масикрена есть Восточное (Японское) море с замечательными пляжами и чистой водой, есть красивые горы, водопады, рядом крупный город Вонсан, но добраться туда самостоятельно не получится. Общественного транспорта, доступного для иностранцев, нет, практически всегда вас будут сопровождать северокорейские гиды. В общем, самостоятельно посмотреть на окрестности не выйдет. Но в гостинице мне сказали, что для иностранных гостей предусмотрены выезды на специальных экскурсионных автобусах по основным достопримечательностям.

Добраться до Масика пока можно на автотранспорте из Пхеньяна. Широкий автобан Пхеньян-Вонсан проходит буквально в паре километров от курорта. В Вонсане уже ведется строительство аэропорта Кальма, который должен стать второй международной воздушной гаванью Северной Кореи, основная часть объектов уже готова, аэропорт обещают ввести в строй в этом году, после чего добираться до Масика станет удобнее - самолетом до Вонсана + 20 км по шоссе.

"Мы знаем практику организации работы мировых горнолыжных курортов, изучали потенциальные потребности зарубежных туристов. Мы готовы гибко реагировать на возможные просьбы и пожелания. В любом случае Масикрен всегда рад видеть гостей. Корейцы традиционно очень гостеприимная нация, и мы готовы продемонстрировать это всем - как гражданам нашей страны, так и гостям из других стран. К россиянам у нас же особенно теплое отношение. Приезжать к нам можно как зимой, чтобы кататься на лыжах, так и летом - тут замечательная природа и воздух в любое время года. Ждем вас опять!", - сказал сотрудник гостиницы на прощание.