"Аэрофлот" занял второе место среди европейских авиаперевозчиков

Крупнейшая российская авиакомпания "Аэрофлот" по итогам 2015 года заняла второе место среди европейских авиаперевозчиков по ключевому экономическому параметру - величине рентабельности операционной прибыли. Одновременно россияне стали пятыми в Европе по объему пассажирооборота. Таковы результаты успешной реализации антикризисной стратегии, разработанной руководством компании.

Как сообщили в пресс-службе "Аэрофлота", за прошедший год операционная прибыль перевозчика выросла почти в четыре раза, достигнув величины в 44 107 млн руб. При этом величина рентабельности операционной прибыли, составившая 10,6%, стала одной из лучших среди европейских авиакомпаний. Больший результат смогла показать только исландская Icelandair, а почетное третье место - у транснационального холдинга IAG, в состав которого входит British Airways. Лишь эти три авиакомпании, по подсчетам авторитетной отраслевой исследовательской группы CAPA Centre for Aviation, смогли продемонстрировать в прошлом году двухзначные показатели операционной рентабельности.

По мнению экспертов, "Аэрофлот" вполне заслуженно занимает верхние позиции европейских рейтингов. "Вполне можно было бы говорить и о первом месте по рентабельности, но "Аэрофлот" должен был перевозить пассажиров "Трансаэро" и сознательно оказывать некоторые услуги ниже себестоимости при перевозках на Дальнем Востоке", - напоминает профессор, доктор экономических наук Никита Кричевский.

Еще один важный показатель - объем пассажирооборота. По нему российская национальная авиакомпания уверенно удерживает пятое место в Европе. За 2015 год пассажирооборот "Аэрофлота" вырос на 10,4%, более чем в два раза превысив средний по Европе показатель в 5%. Столь успешной работе "Аэрофлота" способствовал ряд факторов, отмечают аналитики рынка. Это и консолидация российской авиации, и сокращение присутствия иностранных авиакомпаний на фоне продолжающегося глобального экономического кризиса. Наибольший вклад в увеличение пассажиропотока группы "Аэрофлот" (на 13%) внесли рост пассажирского трафика через принадлежащий ей хаб "Шереметьево" и появившаяся немногим более года назад авиакомпания "Победа".

За прошедший год операционная прибыль "Аэрофлота" выросла почти в четыре раза, достигнув 44107 млн рублей

Кстати, созданный компанией лоукостер "Победа" стал первым в России успешным проектом такого рода. В том, что "Победа" нашла своего пассажира, при этом фактически сформировав юридические и экономические условия для работы других низкобюджетных перевозчиков, главная заслуга принадлежит лично генеральному директору "Аэрофлота" Виталию Савельеву. При поддержке президента России Владимира Путина глава "Аэрофлота" успешно лоббировал внесение необходимых изменений в законодательство, открыв этот сектор рынка и для других игроков.

За год "Победа" перевезла больше трех миллионов пассажиров. В основном лоукостер пока летает внутри России, но активно осваивает и зарубежье. Так, недавно "Победа" запустила свои первые международные рейсы из Москвы в Кельн, Братиславу, Мемминген и Милан.

Среди других важных показателей финансового здоровья компании можно указать рост капитализации с декабря 2014 по декабрь 2015 года почти на 75% - с 35,8 млрд до 62,3 млрд рублей, снижение чистых убытков с 17 млрд рублей в 2014 году до 6,494 млрд рублей в 2015 году, четырехкратный рост операционной прибыли и увеличение выручки на 30%. Таким образом, после некоторого спада в позапрошлом году "Аэрофлот" смог вернуться к уверенному росту. Принимая во внимание обстановку в российском авиационном секторе, например недавний уход с рынка компании "Трансаэро", достигнутые "Аэрофлотом" успехи можно считать прекрасным кейсом антикризисного управления в сложнейших макроэкономических условиях, свидетельствуют эксперты отрасли.

"Дело не в структуре и не в форме собственности, а в эффективности и продуктивности работы менеджмента. У "Аэрофлота" этот менеджмент весьма и весьма эффективен, - говорит Никита Кричевский. - Поэтому хорошо и отрадно, что существуют такие компании, как "Аэрофлот". Он показывает, что в условиях экономического спада, обусловленного снижением цен на нефть и антироссийскими санкциями, можно работать, и работать эффективно, внедрять грамотную маркетинговую политику. "Аэрофлот" знают как солидную, достойную компанию не только в Восточной Европе, но и в Европе в целом, и в Азии, и на других континентах".

Высочайший уровень компетенции топ-менеджеров "Аэрофлота" засвидетельствовало на днях и авторитетное международное рейтинговое агентство Fitch, подтвердив долгосрочный рейтинг компании на уровне "B+" со стабильным прогнозом и исключив его из списка на пересмотр с возможностью понижения.