В Краснодарском крае европейский опыт спасения детей от матерей-кукушек решили перенять после того, как за три года из мусорных баков и выгребных ям было извлечено 20 младенцев, убитых собственными матерями. Власти края решили закупить в Польше несколько специально оснащенных контейнеров, предназначенных для безопасного приема подкидышей. В Перми "толкачом" идеи выступила самая обычная женщина Елена Котова, основавшая благотворительный фонд "Колыбель надежды". Она "пробивала" установку первого бокса в Перми, отстаивала его необходимость, когда возникли претензии у прокуратуры. А сегодня основанный ею фонд имеет филиалы уже во многих регионах.
Беби-боксов становится больше. На днях власти Подмосковья официально объявили: все перинатальные центры и роддома, которые будут введены в строй в ближайшее время, будут оснащены такими "окнами жизни". Это сразу пять контейнеров: в Коломне, Наро-Фоминске, Щелкове, Сергиевом Посаде и Раменском. В регионе, где много мигрантов, такая "сеть" выглядит более чем оправданной. Ведь за три года, что прошли после установки первого беби-бокса при Люберецкой больнице, в него были подброшены 23 (!) малыша.
Статистика убийств и оставления в опасности новорожденных в целом по стране ужасает. По данным Следственного комитета, в 2014 году было зафиксировано 136 убийств детей в возрасте до 1 года. Сколько замерзших, зарытых на свалках и утопленных малышей не обнаружили, не нашли - не скажет никто.
"Окно жизни", как нередко называют беби-бокс, спасает двоих: и новорожденного, и нерадивую мать. А иногда просто очень несчастную. "Подкидышей" нередко рожают выпускницы детдомов, у которых неустроенность быта и жизни накладывается на отсутствие материнского инстинкта. Бросают нежеланных детей беженки. Есть и дети, рожденные в социально неблагополучных семьях. В любом случае речь идет о женщинах с изломанной судьбой. Впрочем, иногда поступок, совершенный в отчаянии, не дает покоя матери-кукушке, и она возвращается к своему ребенку. По данным "Колыбели надежды", пятеро детей, оставленных в боксах, позже были возвращены одумавшимся родителям.
Узаконить установку беби-боксов (кто, где, когда, на каких условиях), а также прописать алгоритм их работы предложили в Совете Федерации. Принятый на федеральном уровне закон оставит за регионами право самостоятельно решать, нужны там такие устройства или нет. Но при этом четко пропишет, если решение будет принято, как оно должно быть исполнено.
Как минимум речь о спасении детской жизни. Обогреваемый контейнер, оснащенный сигнализацией, помогает медработникам заняться подкидышем буквально через несколько минут после того, как мать его оставит. Но есть и максимальная цель: помочь попавшей в отчаянное положение женщине не стать "кукушкой". Именно за такую программу Елена Котова и ее фонд получили в прошлом году президентский грант.
"Мы настаиваем, что беби-бокс должен быть полностью безопасен для женщины, которая находится в тяжелом психическом состоянии. Он должен быть доступен, но не на виду, никаких камер, никакой полиции. Но при этом мы настаиваем, что рядом с контейнером должны висеть телефоны организаций, куда женщина может обратиться за помощью, - рассказала Елена Котова. - И многие приходят к нам вместе с новорожденными. Мы организуем место, где мама с младенцем или беременная женщина может спокойно пожить, у нее есть еда и все необходимое для ребенка, с ней работают психологи и социальные работники. Иногда помогаем наладить отношения с семьей, родителями, ищем работу или посильное занятие. За пять лет фонд помог уже более чем 1000 женщин, многие из которых были потенциальными "кукушками". А беби-бокс - это лишь один из элементов в этой системе помощи".
При этом Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов выступает против. По его мнению, этот инструмент лишь поощряет инфантильных родителей отказываться от родительских обязанностей, поскольку лишает их действия огласки и общественного обсуждения. К тому же омбудсмен ссылается на Комитет ООН по правам ребенка, который выражает обеспокоенность возможностью анонимно отказываться от детей, что нарушает их права. Ко всему прочему Астахов считает, что существование беби-боксов увеличивает риск торговли детьми или их использования в криминальных целях.
В Следственном комитете эти риски также не исключают, хотя считают, что законодательно это можно урегулировать. Но главное, беби-боксы действительно спасают детские жизни, заявил представитель Следственного комитета Владимир Маркин.
Галина Карелова вице-спикер Совета Федерации:
- У беби-боксов есть уже неофициальное название "окно жизни". И мне это кажется определяющим в самой их идее. Если есть хоть один шанс спасти жизнь ребенка, надо его предоставить. Бояться, что "легализация" (хотя их никто не запрещает) беби-боксов спровоцирует распространение этой практики, по-моему, неправильно. Страшнее другое - рост угроз для жизни ребенка, если не будет цивилизованных возможностей сделать тот выбор, который вынужденно делают некоторые женщины, оказавшись в трудной жизненной ситуации.
Есть и еще один момент. Нужно подумать и о тех женщинах, которые решаются на такой тяжелый поступок - подбросить ребенка. Для них это тоже шанс. Шанс в будущем переосмыслить свое решение. Шанс вернуть ребенка. Лишать такого шанса - жестоко и негуманно.
Принципы работы беби-бокса
Анонимность. Матери иногда идут на убийство своего ребенка из-за стыда и страха, связанных с его рождением.
Отказ не требует длительных процедур. Отказаться "официально" сложно: матери приходится общаться с рядом официальных лиц. Оставить ребенка в боксе проще.
Отсутствие уголовной ответственности. Если ребенок цел и невредим, мать не ищут, и наказание ей не грозит (в отличие от того, если она его оставляет просто на улице).
Безопасность для ребенка. Ребенок сразу же попадает под контроль врачей, ему оказывают всю нужную помощь.
Возможность исправить ситуацию и вернуть малыша. Поскольку отказ от ребенка документально не зафиксирован, есть возможность, пройдя экспертизу ДНК, доказать свое материнство и взять ребенка обратно (если он еще не усыновлен).