Более трех миллионов человек погибли от героина и кокаина за 20 лет

Центры по производству героина в Афганистане и кокаина в Южной Америке ухудшают наркоситуацию в мире. Такое заявление в Южно-Африканской Республике в ходе второй международной конференции "Российско-Африканский антинаркотический диалог" сделал директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов. В городе Дурбане он выступил с докладом, в котором отметил, что наркопроизводство и глобальные наркотрафики являются прямой угрозой национальной, региональной и международной безопасности.

- Первоисточником, первоосновой сложившейся критической наркоситуации в мире являются два географических феномена - два планетарных по масштабу центра производства героина и кокаина, которые приобрели поистине индустриальный характер и порождают транснациональную организованную наркопреступность, ставшую серьезным фактором политической и финансово-экономической дестабилизации в мире, - заявил Иванов.

По его словам, африканский континент превращен в глобальную транзитную зону для двух мега-наркотрафиков - героинового из Афганистана и кокаинового из Латинской Америки. А многолетнее масштабное производство наркотиков порождает транснациональные межконтинентальные транзитные наркокоридоры, соразмерные в ряде регионов с валовым внутренним продуктом отдельных стран. А это ставит  государства транзита в ситуацию разрастания насилия, и, по сути, ввергает их в состояние гражданской войны.

Глава ФСКН привел такие цифры: от употребления афганских опиатов и южноамериканского кокаина за последние два десятилетия погибло, по самым скромным подсчетам, более 3 миллионов человек.  Стоимость же произведенных в этих двух центрах наркотиков составила четыре триллиона долларов, поступивших в транснациональные преступные сети. Годовой же доход от продажи наркотиков  оценивается в 500 миллиардов долларов. "По сути, наркотики из планетарных центров выступают геополитическим инструментом неоколониального рабства",- подчеркнул Иванов.

Он также обратил внимание на то, что последние пять лет наркотрафики стали дестабилизировать  также арабские государства Северной Африки. "На примере Африки наиболее наглядно заметно разрушающее воздействие наркотрафика на локальную, региональную и глобальную безопасность. Наркокартели переходят в условиях практически неограниченного финансирования на качественно новый уровень, по сути, превращаясь в геополитические субъекты. Они формируют свою разведку и контрразведку, силы быстрого реагирования, парамиллитарные отряды и иные службы. Это с полным основанием позволяет их квалифицировать в качестве квазигосударственных образований внутри суверенных государств, подвергающих эрозии действующие институты легитимной власти", - с тревогой констатировал главный российский наркополицейский.

Кстати, ведомство Иванова оказывает значительную помощь спецоборудованием африканским коллегам. ФСКН уже поставила технику, обеспечивающую  тотальную  проверку всех грузов, отправляющихся с континента. И сделано это не из простого альтруизма. По мнению Госнаркоконтроля, рост перевозок наркотиков через Африку стал следствием возведения силового заслона на "традиционных" наркомаршрутах со стороны России и ее союзников в Центральной Азии, а также США в западном полушарии. По самым скромным подсчетам, в год через регион транзитом проходит до 50 тонн того же кокаина. А деньги от его продажи, как неоднократно заявлял директор Иванов, идут на финансирование террористических группировок.

В работе конференции принимают  участие руководители компетентных органов высокого уровня более 50 государств-членов Африканского Союза.  В ходе работы рассматриваются актуальные вопросы противодействия масштабному производству героина в Афганистане и кокаина в Латинской Америке, а также лавинообразному распространению наркотиков по всему миру, в том числе их транзиту через африканский континент. 

На "полях" форума планируется подписание двусторонних соглашений о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров между ФСКН  и компетентными органами ряда африканских государств, а также принятие итоговой Декларации.