09.03.2016 22:50
    Поделиться

    Кардиолог Андрей Смоленский - о том, кто виноват в скандале с мельдонием

    Далеко не только спортсмены, принимавшие запрещенное вещество, виноваты в надвигающемся допинговом коллапсе
    Посмотрите, кто дисквалифицирован за последние дни: пятикратная победительница турниров Большого шлема, теннисистка Мария Шарапова, пятикратный чемпион мира по конькобежному спорту Павел Кулижников, олимпийская чемпионка по фигурному катанию Екатерина Боброва, олимпийский чемпион в шорт-треке Семен Елистратов, игрок сборной России по волейболу Александр Маркин, велосипедист команды "Катюша" Эдуард Ворганов. Боюсь, что этот список еще не полный...

    Что делать и кто виноват в сложившейся ситуации, а также о некоторой ангажированности тех, кто составляет список запрещенных препаратов, "РГ" рассказал заведующий кафедрой спортивной медицины, директор НИИ спортивной медицины РГУФКСМиТ, профессор-кардиолог, академик РАЕН Андрей Смоленский.

    Андрей Вадимович, стала ли для вас неожиданностью вся череда этих дисквалификаций, связанных с применением мельдония?

    Андрей Смоленский: Конечно, в определенной степени да. Потому что это только лекарство, которое называется милдронат. Многие годы этот препарат существовал да и существует в кардиологии. Он применяется в комплексном лечении больных с ишемической болезнью сердца и рядом прочих заболеваний. А спортсмены его применяют с учетом ряда перенапряжений сердечно-сосудистой системы.

    Допинг ненавистен во всех его проявлениях. Но впечатление, что в этой истории что-то не так. Не закралась ли в борьбу с допингом и некая доля политики?

    Андрей Смоленский: Это вещество появилось в списке совсем недавно. А до него в запретные попал предуктал.

    Тогда, признаюсь честно, пора дисквалифицировать и меня.

    Андрей Смоленский: Да, лекарство успешно применяется в кардиологии в комплексном лечении тех же больных с ишемической болезнью сердца. В прошлом году предуктал также был запрещен. В спорте он интересен тем, что у спортсменов с перенапряжением сердечно-сосудистой системы этот препарат позитивен в плане кардиологического воздействия.

    Не сочтите вопрос наводящим, но не кажется ли, что эти запреты имели определенное направление? Все были в курсе, в каких странах широко используется мельдоний.

    Андрей Смоленский: Я считаю, что это в какой-то степени ангажировано. Посмотрите, что за сроки вообще поставлены: препарат милдронат запрещен с 1 января 2016 года. А если у спортсмена есть и были какие-то отклонения в состоянии здоровья, то имеет спортсмен право на терапевтическое лечение тем же милдронатом или предукталом? Возможно ли это? Думаю, что возможно. Если кардиограмма выявляет, что спортсмен находится в зоне перенапряжения сердечно-сосудистой системы, то мы можем подумать и о терапевтическом использовании этих препаратов, которые не входили в список запрещенных.

    Позвольте перейти к другой теме. Правильно ли, что сейчас спортивной медициной большей частью занимается минздрав, а не чисто спортивные медики. Не здесь ли причина некоторых наших проколов?

    Андрей Смоленский: С моей точки зрения, беда заключается не только в минздраве. Минздрав занимается всем здравоохранением, всей сертификацией специалистов, образовательной программой. Если мы действительно хотим подготовить настоящего специалиста спортивной медицины, то подготовка спортивного врача должна быть абсолютно отдельной отраслью знаний. Сейчас мы готовим специалистов, которые называются "врач физической культуры и спортивной медицины". И в этой программе кроме врачей, которые сегодня работают в Федеральном медико-биологическом агентстве (ФМБА) и со сборной командой, есть и другие врачи. Они также проходят сертификационные циклы повышения квалификации по специальности лечебная физическая культура и спортивная медицина. Но, так или иначе, это все равно такой комплекс, который включает две специальности в одну. Но ведь они совершенно разнятся.

    По сути, лечебная физкультура - это средства и методы, которые используются для тех, кто хочет заниматься физической культурой. А спорт высших достижений требует совершенно иных знаний от врачей, которые работают в этой области. Без знаний теории методики спорта, тренировочной подготовки, специфики видов спорта и специальных предметов, которые, понятно, не преподают в медицинском институте, мы изучаем клиническую фармакологию. А занимаемся ли мы фармакологией здорового человека в спорте? Нет. Обучают ли нас этому? Нет. Серьезных многоцентровых исследований мало. Доказательная база мала. И мы находимся в таком поле, где мы выискиваем среди всей нашей большой фармакологии средства, которые, по сути, могли бы быть полезны спортсменам при их напряженной физической работе. Как раз сегодня я говорил на лекции своим студентам, что мы, к примеру, стали использовать родиолу розовую для восстановления своих спортсменов. Это натуральный продукт. А сегодня в Швеции создано огромное руководство по ее использованию. Родиола розовая - это растительный адаптоген.

    То есть он способен повышать способность организма к сопротивлению вредным веществам.

    Андрей Смоленский: Я убежден, что все эти истории связаны с тем, что мы, стоящие у истоков спортивной фармакологии, фармакологии здорового человека, потеряли некоторые наши приоритеты.

    Особое мнение

    Я - врач, недавно вышел на пенсию. Увы, со сборными страны, выезжающими за рубеж, не работаю. Но со спортом связан.

    Мне кажется, что ту ситуацию, которая произошла сейчас, мы сами и создали. Причем шли к ней долго, терпеливо, настойчиво.

    Спорт высших достижений был фактически полностью отдан новым кураторам из минздрава. Там прекрасные специалисты, опытнейшие врачи. Но как далеки они от спорта, от тех проблем, которые мы, врачи спортивные, изучали десятилетиями и потому знаем назубок. Ну, представьте вышедшего на пенсию полковника, который руководит колхозом или совхозом. Ведь так было только в памятные мне хрущевские времена. Однако приблизительно то же самое произошло и в спортивной медицине.

    Кого винить? И, главное, с кого спрашивать? Никто не в ответе. Так случилось, и чтобы вернуться на хотя бы наши прежние позиции в спортивной медицине, потребуются годы, если не десятилетие.

    А мировая спортивная медицина развивается, шагает вперед. Мы пользуемся вовсю изобретенным в начале 1980-х мельдонием.

    Думаете, какая-нибудь Серена Уильямс рискнет глотануть такую старину? Там все гораздо более современно. И уж если вещество попадает в список запрещенных, то его обнаружат разве что у наших да болгар. Остальные о нем давно забыли.

    В то же время скажу: в зависимости от особенностей организма следы мельдония могут обнаруживаться при нынешней передовой антидопинговой методике от двух недель до трех месяцев. Так что взять и вот так запретить мельдоний с 1 января, это, значит, сознательно подставить тех, кто его принимал, как Шарапова, годами. А уж что наши его большие поклонники, известно многим. И не только людям моей профессии.

    Я сознательно не называю своей фамилии. Да, боюсь. Даже грошовая зарплата, которую получаю, хоть какая, однако прибавка к приблизительно такой же пенсии.

    Что такое запрещенный список ВАДА?

    Это перечень запрещенных в спорте веществ и методов. Запрещенный список разрабатывается Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА). Ежегодно публикуется обновленная версия списка, который вступает в силу 1 января следующего года. Решение ВАДА о включении какого-либо вещества или метода в запрещенный список является окончательным и не обсуждается.

    Как субстанция или метод могут попасть в запрещенный список ВАДА?

    Если они отвечают двум из трех критериев: субстанция или метод способны принести спортсмену преимущество над соперниками; опасны для здоровья спортсмена; противоречат духу спорта.

    Также субстанция или метод должны быть внесены в запрещенный список, если они способны маскировать использование других запрещенных субстанций и запрещенных методов.

    Какие субстанции и методы запрещены всегда?

    К таким субстанциям и методам относятся анаболические агенты, гормоны и подобные субстанции, бета-2 агонисты, гормональные антагонисты и модуляторы, диуретики и другие маскирующие агенты, усиление переноса кислорода, химические и физические манипуляции, генный допинг. Спортсмен несет ответственность за все, что попадает в его организм, поэтому всегда должен проверять состав принимаемых препаратов на наличие запрещенных субстанций.

    Какие субстанции и методы запрещены только в соревновательный период?

    В соревновательный период, помимо веществ, которые запрещены всегда, запрещены стимуляторы, наркотики, каннабиноиды (гашиш, марихуана), глюкокортикостероиды, а также субстанции, запрещенные в отдельных видах спорта (алкоголь, бета-блокаторы).

    Что такое мельдоний?

    Мельдоний был синтезирован в середине 1970-х годов в Институте органического синтеза АН Латвийской ССР. С 1984 года препарат разрешено применять в медицине. В странах Восточной Европы вещество продается под названием препарата "Милдронат", который является средством профилактического лечения инфаркта. Отметим, что в 2012 году мельдоний был включен в перечень "Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты", утверждаемый правительством РФ.

    В прошлом году Всемирное антидопинговое агентство сообщило, что с 2016 года препарат добавлен в класс S4 (гормоны и модуляторы метаболизма) списка запрещенных для приема спортсменами в соревновательный и внесоревновательный периоды.

    Подготовил Павел Петровский

    Поделиться