Сейчас россияне, напомним, могут покупать в зарубежных интернет-магазинах товары на сумму до одной тысячи евро и весом до 31 килограмма в месяц без уплаты пошлин и сборов.
Идея о снижении такого порога - одно из предложений, которые вошли в проект дорожной карты по развитию онлайн продаж в России. Документ планируется представить помощнику президента РФ Игорю Щеголеву уже 15 марта, рассказал глава АКИТ Алексей Федоров.
При этом эксперты не отрицают, что изменения могут привести к тому, что посылки в Россию пойдут через другие страны ЕврАзЭC, где порог беспошлинной торговли менять пока не собираются. Например, через Казахстан и Армению. Отечественный бюджет, таким образом, не получит прибыль, да и само путешествие посылки станет длиннее.
Есть ли на самом деле риски перераспределения потоков посылок, покажет опыт Белоруссии, где с 1 апреля как раз снижают порог до 22 евро. Пойдут ли посылки туда через Россию? Посмотрим, отметил Федоров.
Среди других идей - обязательная регистрация посылок из зарубежных интернет-магазинов весом менее двух килограммов. Но для этого придется получить разрешение Международного почтового союза. Так поступила, например, Германия: сейчас практически все посылки, которые приходят в страну, проходят тщательную регистрацию, что делает их стоимость прозрачной для таможни. Кроме того, заказчики товаров точно знают, где находится их покупка.
Еще одно предложение, которое вошло в проект дорожной карты, - введение налога на добавленную стоимость (НДС) для всех интернет-магазинов, которые поставляют посылки в Россию. Сейчас ряд крупных магазинов платят налоги по месту регистрации в других странах, но товары продают в России, и НДС надо брать именно здесь, уверен Алексей Федоров.
В этом случае также заметно вырастут доходы бюджета, ведь общая сумма, которую россияне тратят на покупки за рубежом в Сети, уже приближается к 800 миллиардам в год.
Представители отечественной интернет-коммерции предлагают также пересмотреть закон, который сегодня ограничивает возможности логистических компаний. И это не дает им развиваться, а ведь именно логистика при доставке товаров является важным звеном, считает Федоров.
Все эти меры должны положительно сказаться на российской электронной коммерции. Пока же эксперты зафиксировали сокращение покупок в отечественных интернет-магазинах - за год их количество снизилось на 17 процентов. Заказы из-за рубежа между тем только растут.
Лидером по посещаемости у россиян стал китайский AliExpress с показателем в 23,8 миллиона уникальных посетителей в месяц, за ним следует российский Ozon (9,2 миллиона), на третьем месте - ebay с 7,4 миллиона уникальных посетителей. Интересно, что там покупают не только одежду, обувь, игрушки и книги, но и автозапчасти. Эти товары по популярности давно обогнали электронику и бытовую технику.