Новости

09.03.2016 20:57
Рубрика: Экономика

Герой нашего бизнеса

Текст: (адвокат, старший преподаватель кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права ЮУрГУ)
 Фото: Архив "РГ"
Фото:
Никто не будет отрицать, что модели криминального поведения, которые сегодня пропагандируют культура и искусство, влияют на поведение людей. Возьмем для примера медийный образ предпринимателя. Сегодня в кино и литературе он исключительно отрицательный. Возможно, истоки этого - в русской классике с ее красочными зарисовками морального разложения купечества, делового человека как безнравственного эгоиста. Современный социум считает, что быть богатым хорошо, но добывать богатство - плохо. Предприниматель - это обычно выходец из криминальных кругов либо человек, связанный с ними. Потенциальный взяткодатель, мошенник, тот, кто уклоняется от уплаты налогов. В умы вкладывается мысль, что совершать экономические преступления - норма, а честно зарабатывать капитал - аномалия.

Парадокс: в глазах общества предприниматель, преследуемый коррумпированными чиновниками и потерявший все, заслуживает сочувствия. А оправданный за отсутствием состава преступления - все равно преступник, просто избежавший ответственности. За такой моделью теряется истинный смысл бизнеса - созидать. Мы не видим в искусстве бизнесменов, которые занимаются благотворительностью, показывают успехи в спорте, науке, творчестве, что формирует резко негативное отношение к сфере бизнеса в целом.

Образ предпринимателя в кино и литературе исключительно отрицательный. В умы вкладывается мысль, что совершать экономические преступления - норма, а честно зарабатывать капитал - аномалия

Наряду с этим рисуется положительный образ преступников: они более гуманны, являются носителями каких-то социальных ценностей. К примеру, в картине "Леон" симпатию у зрителя вызывает профессиональный убийца, в "Законопослушном гражданине" - Джек Шелтон, жертва судебной системы, который творит самосуд. Особый романтизм, присущий вору в законе Лавру из сериала "Некст", ближе народу, чем жадные чиновники.

Интересно, что медийная модель влияет не только на население, но и на саму бизнес-среду: в ней нет консолидации, сегодня он твой друг и партнер, а завтра - враг. Самое опасное: киношные образы копируются теми, кто только начинает свое дело. Согласно данным Генпрокуратуры РФ, в целом по стране в 2015 году было зарегистрировано 2,4 миллиона преступлений - это на 9 процентов больше уровня 2014 года. Случаев мошенничества стало больше на четверть, экономических преступлений - на 4,3 процента (порядка 112 тысяч). Число тех, кого поймали за дачу взяток, увеличилось с 5913 до 6816 человек. Весьма показательно.

Американский ученый-криминолог Месснер говорил: "Человек становится преступником, когда оценки, благоприятствующие правонарушению, превалируют…" С негативным медийным образом предпринимателя надо бороться, формировать иные социальные ценности. Деятели культуры самостоятельно или при поддержке государства и бизнес-сообщества должны нести в массы здоровые образы предпринимателей, СМИ - объективно освещать их деятельность, акцентируя внимание на легальных аспектах. Нам нужны такие сюжеты, где бизнес подается как труд с творческим потенциалом, полезный обществу, где при всех сложностях и барьерах можно достичь результата без нарушения закона.