09.03.2016 20:16
    Поделиться

    Штрафы для бизнеса смогут обезопасить потребителей

    Как заставить бизнес не экономить на безопасности людей
    За последние несколько месяцев в Западной Сибири произошло несколько шокирующих случаев, повлекших серьезные травмы, а то и гибель людей. Безответственность технологов, проектировщиков, исполнителей, контролеров объединяет эти истории.

    Центнер с потолка

    Незадолго до Нового года в одном из крупнейших в регионе торгово-развлекательных центров произошло ЧП, которое едва не привело к трагедии. От массивной люстры отвалился фрагмент весом около центнера. Под него угодили женщина и девушка, осколками задело двухлетнего малыша. Ребенок, к счастью, отделался легкими порезами, а его мама - испугом. Травмированная девушка, жительница Нефтеюганска, сравнительно быстро пошла на поправку. А вот ее 59-летнюю мать ранило тяжело.

    Нестандартную, небезопасную, изготовленную по спецзаказу люстру, как вскоре выяснили следователи и эксперты, смонтировали в 2012 году и с тех пор ни разу - вопреки техническому регламенту и правилам безопасности - не осматривали. Между тем крепеж подвесной конструкции оказался хлипким, не рассчитанным на такой вес. Выпало одно из шести звеньев, а могли свалиться сразу несколько. Осветительное оборудование демонтировано добровольно, до суда, виновные привлечены к дисциплинарной ответственности, сообщает прокуратура. Отвечающее за эксплуатацию здания сургутское ООО обещало в дальнейшем разгильдяйства не допускать. Энергетика общества ожидает суд, его обвиняют по статье УК "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни потребителей, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью".

    Администрация ТРЦ, который принадлежит международной инвестиционной компании с активами в 3,5 миллиарда долларов, обещала выплатить компенсацию пострадавшим. Получили ли они ее, удовлетворены ли, выяснить не удалось.

    - Мы, потребители, должны знать, насколько раскошелился бизнес, по вине которого случилось несчастье. Финансовое наказание путем предъявления исков результативнее административного, уголовного. Известны случаи банкротства производителей опасных товаров и ненадлежащих услуг. За рубежом посетители ресторанов в сегменте фаст-фуд, получившие ожоги от пролитого горячего кофе, отсуживали десятки, сотни тысяч долларов. Финансовая ответственность должна и в нашей стране стать главным дисциплинирующим фактором для строительных, монтажных, торговых, сервисных организаций. В случае с люстрой следовало бы затребовать многомиллионную сумму, - говорит юрист Сергей Калинин.

    Недавно наделало шума происшествие в самом большом на Ямале ТРЦ, введенном три года назад в Новом Уренгое. В зале фуд-корта обрушился на обеденные столики тяжелый декоративный навес. К счастью, все произошло до открытия центра. В правительстве округа, памятуя о ЧП в соседнем регионе, решили перестраховаться: губернатор подписал распоряжение о комплексной проверке "соблюдения СНиП, иных нормативно-регламентных требований при проведении ремонтных, декоративно-отделочных и прочих работ в зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей".

    Вытяжка не сработала

    Между тем в Сургуте расследование другого резонансного ЧП - пожара в 17-этажном здании по улице Университетской, где без жертв не обошлось, - началось с арестов. Помещены в изолятор бывший главный инженер управляющей компании и директор частной охранной фирмы. Власти распорядились проверить все высотные дома на предмет работоспособности систем пожарной безопасности.

    Ранним утром, когда заполыхал один из балконов, погибли трое жильцов высотки. Владелец квартиры, где случился пожар, вывел домашних на улицу, на обратном пути задохнулся - густой едкий дым заполнил подъезд. В панике выбежали на лестничную клетку беременная женщина с дочкой и сыном. Мальчик обжегся, но спасся, а его мать и сестра преодолели лишь три этажа - свалил угар.

    По предварительным данным, не включился автоматический механизм подпора воздуха для вентиляционной вытяжки дыма. Запись о последнем осмотре домовой противопожарной системы датирована декабрем, по правилам же положено запускать ее в контрольном режиме ежемесячно.

    Финансовое наказание результативнее административного, уголовного. Известны случаи банкротства производителей опасных товаров и ненадлежащих услуг

    За наличие и работоспособность противопожарного оборудования отвечает УК. Однако она не имеет права обслуживать его - нет лицензии, необходимой квалификации. Таковая имеется у ЧОПа - его и наняли для осмотров. Представители последнего в неофициальном разговоре замечают: объектов много, платят мало, за всеми в ежесуточном режиме не уследишь. Сургутяне удивляются: неужели, кроме охранников, специалистов нет? "Что мешает создать общегородскую сервисную службу?" - задает в соцсети вопрос один из горожан. В управлении госпожнадзора разводят руками: "Жесткого регламента нет. Спрос в любом случае с управляющих компаний. Чтобы они не забывали о безопасности жильцов, полезно было бы устраивать внезапные ревизии, а не плановые раз в три года. Да ведь нельзя - обвинят, что "кошмарим" малый бизнес. Ой, только не пишите об этом…".

    Как вы заметили, пока все упирается в административную, уголовную ответственность. Кто понесет материальную, возместит ущерб и в какой мере - пока вопрос риторический.

    Заплясали здания

    Управление капстроительства Югры намерено через суд принудить тюменскую компанию отремонтировать в Сургуте детсад, построенный всего полтора года назад на средства областной программы "Сотрудничество". Недоделок уйма, подрядчик устранил только часть. Тянуть резину - значит вновь залезать в бюджетный карман: с истечением срока гарантийных обязательств с исполнителя взятки гладки.

    Известно немало случаев, когда госзаказчики долго упрашивают подрядчиков признать явный брак, переделать работу. Кто кому обязан? К примеру, ОНФ в прошлом году не скрывал удивления, почему тюменские власти канителятся с солидной компанией, из рук вон плохо построившей в Ялуторовске на региональные и федеральные деньги дома для переселенцев из аварийного жилья. Поступившие от них многочисленные жалобы эксперты признали обоснованными. И подрядчик-то не спорил, обещал исправить огрехи. Пару лет обещал. Чиновники же выжидали, не решаясь взыскать с нарушителя строительных норм.

    - Когда стороны руководствуются в первую очередь некими устными соглашениями, а не параграфами контракта, интересы потребителя, как правило, ущемляются. Одна сторона может откровенно диктовать условия другой. В Югре отдельные конкурсы на строительство и ремонт дорог в муниципальных образованиях специализированные фирмы бойкотируют, давая понять, что их не устраивает срок гарантии на работы: надо-де сократить с пяти до трех лет. И заказчик, представьте, подчас соглашается. Ему, видите ли, руки выкручивают. Нетрудно догадаться, кто и за чей счет выиграет, - резюмирует Сергей Калинин.

    Конечно, универсальных договорных правил на все казусы не придумаешь, о чем свидетельствует многолетняя история "борьбы за выживание" собственников квартир в кирпичной пятиэтажке в Нефтеюганске. Недавно они второй раз справили в ней новоселье.

    Ввели ее в строй 14 лет назад в пойме Оби. В 2008-м, когда рядышком стали забивать сваи для другого дома, пятиэтажка пошла трещинами, "заплясала", конструкция на глазах теряла устойчивость. Эксперты из Ханты-Мансийска предупредили: если здание не укрепить, оно рухнет.

    Жильцы закидали исками застройщика второго дома, дорожный холдинг, суды приняли сторону пострадавших. Ответчик же по сей день отрицает свою вину. Мол, все в рамках закона: участок выделила местная администрация, проект принят без замечаний, отступлений от него нет. Имеются задокументированные результаты обследования пятиэтажки техническими диагностами омского института, которые еще в 2001 году выявили многочисленные трещины на стенах. Свайное основание пострадавшего дома выполнено с грубыми отступлениями от проекта.

    Экс-глава Нефтеюганска Виталий Бурчевский согласен: фундамент изначально имел недостаточный запас прочности, а строительство соседнего многоквартирника лишь ускорило процессы разрушения. Однако специалисты городского департамента ЖКХ указывают на серьезный, по их представлению, изъян проекта дорожников - в нем не была просчитана степень воздействия объекта нового строительства на грунт.

    Все проекты прошли госэкспертизу, утверждены, дома приняты госкомиссиями. А крайними оказались хозяева квартир.

    - Формально муниципальное образование не обязано нам помогать. Собственность частная, проблемы с ней - наши. Дорожное предприятие не признает ответственности за случившееся, от исков увиливает. Если бы губернатор Югры не приструнила местные власти, мы бы и сегодня, наверное, находились в подвисшем состоянии, - рассказывает председатель ТСЖ Антонина Фризен.

    Муниципалитет объявил режим ЧС, на несколько месяцев переселил людей во временное жилье, подписал договор с узкопрофильной подрядной организацией из Перми. Коробку здания поместили в тросовый каркас, фундамент - в бетонную обойму, укрепили свайное поле. Работы обошлись в более чем 30 миллионов рублей. Об источниках денег разные сведения. По одним данным, взяты в кредит, по другим - безвозмездно предоставлены нефтяной компанией, выступавшей заказчиком строительства пятиэтажки. Во всяком случае люди вернулись в квартиры.

    Между тем строительный главк Тюменской области, прокуратура пристально наблюдают за приведением в вертикальное положение накренившейся высотки по улице Беляева. Дом еще не завершен. Застройщик кивает на изыскателей. В течение прошлого года справиться с проблемой он не смог. Прошлой весной его оштрафовали на 400 тысяч рублей за угрозу здоровью и жизни граждан. В январе за неисполнение предписаний госстройнадзора арбитражный суд взыскал еще 50 тысяч. На днях чиновники завершают очередную проверку злополучного дома. Если его не выправят, дольщики останутся без квартир.

    Поделиться